Конспект урока по технологии “Заповеди здорового питания” 5 класс

Тема урока ” Заповеди здорового питания”

Цель: Сформировать у учащихся знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм. Научить подбирать продукты для составления меню завтрака с учетом калорийности продуктов; воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Использовать приобретенные знания и умения практической деятельности:

– работать над личной стратегией рационального питания;

– формировать привычку руководствоваться при выборе продуктов, учитывая в них основные питательные вещества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы (на каждый стол) “Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков”, “Таблица калорийности блюд”, “Таблица суточной потребности в калориях”, инструкционные карты для практической работы.

Тип урока : комбинированный.

Время занятия: 2 аудиторных часа.

Формы организации учебной деятельности :

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения :

Словесные (при формировании теоретических знаний);

Практические ( при составлении меню и подсчете его калорийности )

Наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);

Проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока? для развития самостоятельности мышления);

Методы контроля и самоконтроля

Технологии :

Использование заранее созданной презентации (Microsoft Power Point) .

Использование заранее подготовленных таблиц (Microsoft Word).

Работа с мультимедийной установкой.

План урока

I. Организационная часть.

II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы.

III. Изучение нового материала.

IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VI. Запись домашнего задания.

Ход урока.

I. Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.

II. Подготовка учащихся к восприятию новой темы. Формулировка цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пище, о правилах здорового питания. И начать урок мне хочется словами Сократа:

” Мы живем не для того, чтобы есть,

А едим для того, чтобы жить”

Вопрос к учащимся: – Что вы понимаете под здоровым питанием?

Что такое полезные продукты?

Ответ учащихся: ( Полезные продукты это те, которые приносят пользу для нашего организма) .

Учитель:- Запишите тему урока: “Заповеди здорового питания”

III. Изучение нового материала.

Полноценное, правильное питание – важнейший элемент здорового образа жизни. Состояние кожи, волос, функционирование органов и систем во многом зависит от приема пищи, которая должна содержать все необходимые для нормальной деятельности клеток вещества.

Строительным материалом для тканей и клеток служит пища.

Вы также уже знаете, что пища состоит из питательных веществ

Вопрос к учащимся: Назовите их? ( белки, жиры, углеводы)

Учитель:- Повторим, в каких продуктах содержатся нужные для нашего организма питательные вещества. (Слайд №1)

Белки. Белки служат для обновления клеток человеческого тела и составляют 1/5 часть веса тела человека. Больше всего белков содержится в продуктах животного происхождения: мясных рыбных и молочных. Есть белок и в растениях.

Особенно много в фасоли, чечевице, бобах, сое гречневой крупе, орехах. Если белков в питании недостает, то организм хуже сопротивляется инфекции и простуде.

Чтобы вырасти, ты мог;

В пище должен быть белок;

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и в мясе тоже

Есть он, и тебе поможет

Углеводы. Углеводы – органические вещества являвшиеся источником энергии. Углеводы бывают: а) сахар: ягоды, плоды, овощи, мед…

Б) крахмал: картофель, кукуруза, пшеница….

Фрукты, овощи и крупы-

Удивительная группа –

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы,

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

3. Жиры. Жиры – источник энергии, предохраняющий организм от охлаждения, помогают организму сопротивляться болезням. Но много жирной пищи есть вредно.

Жиры бывают: растительные, животные.

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим:

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру, Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

Витамины. Витамины – необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболевания. Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения.

При недостатке витаминов у человека возникает – гиповитаминоз, при избытке – гипервитаминоз, при полном отсутствии – авитаминоз. Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света. Витамины делятся на растворимые в жире, растворимы в воде.

Чтоб быть здоровым и счастливым,

Есть средство верное одно:

Ты чаще кушай витамины,

Здоровье будет на все 100!

Минеральные соли. В минеральные соли входят во все продукты питания. Среди них: соли натрия, калия, кальция, магния, фосфора, которые относятся к микроэлементами; и железо, цинк, марганец, хром, йод, фтор, которые необходимы в очень маленьких количествах и поэтому называются микроэлементами.

Наиболее важные для детского организма кальций, калий, фосфор, магний и железо. Очень важными компонентами пищи является кальций и фосфор. Они образуют минеральную основу скелета, вот почему потребности в них особенно велики в период роста.

Соли калия, которые в больших количествах содержатся в овощах и фруктах, способствуют улучшению деятельности сердца и нормализация водного баланса.

Запись в тетради определения “Рациональное питание”.

Рациональное питание – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание.

Из определения видно, что принципами рационального питания являются :

Энергетическое равновесие:

Разнообразное питание;

Режим питания;

Энергетическое равновесие. Каждый из нас должен получать столько энергии, сколько затрачивает ее в течение дня, т. е. в организме должно соблюдаться энергетическое равновесие.

Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют калориями. Понятие калория. Калория – единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетрадь).

Энергетические затраты организма зависят от физической и умственной нагрузки. Просмотр таблицы ” Примерный расход на различные виды деятельности” (Приложение №1 – дидактический материал).

Разнообразное питание. Разнообразное питание – чередование пищи растительного и животного происхождения. Их составные части, особенно белки, жиры и углеводы, должны находиться в соотношении: 1:1:5, т. е. количество граммов жира должно быть таким же, как и количество белка, а углеводов должно быть в 5 раз больше.

Режим питания.

Вопрос к учащимся – Ребята, как вы думаете, сколько раз в день должен питаться человек? Назовите основные приемы пищи? ( Завтрак, обед, ужин)

Учитель: Люди зачастую не понимают важности правильного питания, не говоря уже о необходимости завтракать утром. Завтрак – это обязательный прием пищи для каждого человека. Установлено, что регулярный прием пищи по утрам снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний.

Интерактивная игра “Магазин”. ( Слайд №2)

Учитель. – Сейчас мы с вами отправимся в магазин.

Мы будем не только покупать с вами продукты, но и делить их на группы:

Задание №1

1 группа – это те продукты, которые должны быть на нашем столе каждый день. Выберите их из предложенных.

Задание №2

Выбрать те продукты, которые необходимы для здорового питания

Задание № 3

Выбрать продукты, которые должны быть на нашем столе изредка

Вывод учащихся в конце игры.

IV. Закрепление изученного материала

Практическая работа выполняется в тетради

” Подсчет калорийности пищи. Составление меню завтрака с учетом его калорийности”

Учащиеся работают в группах по инструкционным картам, таблицам ( Приложение № 2, 3 – дидактический материал), озвучивают результаты практической работы.

V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

В заключение урока организована самооценка собственной деятельности учащихся. На данном этапе они должны отметить основные идеи урока, представить выводы о значимости изучаемой темы и практических умений составлять меню с учетом калорийности блюд. Выявить это помогут следующие вопросы:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие знания, полученные на уроке, вы будете применять в жизни?

Выставление оценок.

VI. Запись домашнего задания.

Подсчитать калорийность ужина. Сделать необходимые записи в тетради.



Конспект урока по технологии “Заповеди здорового питания” 5 класс