Конспект урока по истории «Вторая война Рима с Карфагеном» 5 класс

Смоленских Елена Васильевна, Курганская область, Каргапольский район, с. Журавлево, МКОУ «Журавлевская СОШ», учитель истории, 5 класс

Предмет: История Древнего мира

Тема. Вторая война Рима с Карфагеном

Тип урока: Освоения новых знаний с применением технологии проблемного обучения

Цель урока: сформировать представление о причине и характере второй войны с Карфагеном

Задачи:

Предметные : сформировать представления об основных событиях Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей

в Средиземном море;

Личностные : способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на материале истории обороны Карфагена;

Метапредметные : формировать умение выявлять причинно-следственные связи

Оборудование: диски «История древнего мира.»5 класс, издательство «Просвещение»,схемы, Карта «Рост Римского государства в 3 в. до н. э.- 2 век до н. э.»

Ход урока

1. Организационный момент

— Тема сегодняшнего урока «Вторая война Рима с Карфагеном». Мы выясним причины, характер войны, познакомимся с главными персонажами тех событий. А также закрепим знания

о Римской республике: выборы консулов, роль Сената, армия римлян.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Завоевание Римом Италии»

— В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н. э.)

— Кто такие патриции и плебеи?

— Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)

— Составим схему «Выборы консулов в Риме» и определим их роль.

— Какую роль играл Сенат? ( ведал казной, разрабатывал план ведения войны, вел переговоры с другими государствами)

— Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)

Задание: Государство выше родства — об этом помнили все. С ужасом и восхищением рассказывали, как Брут старший, изгнавший из Рима царей и ставший первым консулом, открыл заговор в пользу изгнанного царя, а среди участников заговора были собственные сыновья Брута. Заговорщиков засекли до смерти розгами, а мертвые тела обезглавили.

Народ толпился вокруг, но никто не смотрел на истязуемых, все смотрели на неподвижное лицо Брута.

— За что казнил своих сыновей? Римляне с детства слышали это предание. Какие качества должны были воспитать в юношах эти Предания?

— Самое ценное — уметь выполнять свой долг при любых обстоятельствах. Слепо повиноваться — считалось доблестью. Эти предания призваны были воспитывать не только мужество и верность долгу, но и жестокость. Римляне проявляли жестокость по отношению своих сограждан.»

Решение задачи:

Римский историк Тит Ливий пишет: «Грозила война… а внутри самого государства шли раздоры, та как плебеи пылали ненавистью к патрициям, главным образом из-за тех, кто шел в кабалу за долги»

— Почему, по мнению Тита Ливия, шла борьба между плебеями и патрициями?

— Какую борьбу в Греции можно сравнить с борьбой патрициев и плебеев в Риме?

3. Изучение новой темы

— После завоевания территории Италии у римлян остался только один соперник в борьбе за господство на западной части Средиземного моря. — город Карфаген. Найдем на карте.

— Расположен на севере Африки. Карфаген основан некогда финикийцами. Римляне называли жителей Пунами (выставить табличку на доску).

Поэтому войны между Римом и Карфагеном получили название Пунических.

— По ходу моего рассказа Заполняем табличку.

Год

Битва

Основные моменты

Итог

— Первая война произошла в 264 году до н. э. Причина: господство над Сицилией. Она шла долго — за это время римляне освоили корабельное дело (диск «История древнего мира» урок «Вторая война Рима с Карфагеном»)

Сообщение ученика:

«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии.

А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду.

На носах кораблей установили «Вороны» — перекидные мостики с крючьями на концах.

Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами — носами захваченных кораблей.»

Итог: Сицилия в руках Рима, Карфаген выплачивает огромные деньги.

Физминутка

— Карфаген в тяжелом положении отдал о. Сардиния и о. Корсика. Карфагенский полководец Гамилькар Барка мечтал отомстить Риму за поражение. Он пошел войной на Испанию (карта), которая богата золотом и другими полезными ископаемыми. Гамилькар собирает большую армию, но выступить не успевает, погибает в сражении с местными племенами.

Вскоре во главе войска встает его сын — Ганнибал.

Сообщение ученика:

«Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.»

— Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов. В детстве отец заставил дать клятву «быть врагом Рима». Ганнибал вознамерился отомстить Риму сполна.

— Зимой в 218 году до н. э. пересекает Альпы. Откройте учебники стр.217. Посмотрите, отчего воины Ганнибала могли прийти в ужас? (Учащиеся зачитывают с. 217)

— От чего? (горы, покрытые ледниками, снег, 15 суток вверх, по узким скользким тропинкам вниз, вьючные животные падали)

— Оказавшись в долине реки По, объявил галлам, что он против них не воюет. Галлы ненавидели римлян, дали продовольствие, лошадей и вступили в войско Ганнибала.

Сенат римский был в шоке. Приказал консулам остановить Ганнибала. Однако Ганнибал разгромил консульские войска.

Дорога на Рим открыта. Но город хорошо укреплен. Ганнибал двинулся на юг страны, чтобы поднять на борьбу народы.

Просмотр ролика ( Диск «История древнего мира»)

(Более подробно учащиеся читают на странице о битве при каннах 218-219.) Самостоятельная работа

— Весь Рим оплакивал погибших, 70 тыс.

— Война становится затяжной. Молодой римский полководец Сципион выдвинул смелый план. Римская армия захватила Испанию, высадилась в Африке, недалеко от Карфагена.

Ганнибал вынужден покинуть Италию. Рассмотрим битву при Заме в 202 году до н. э.

— Битва проиграна. Карфаген лишился владений за пределами Африки., обязался выплатить большую сумму денег, военный флот, боевых слонов. Рим — хозяин в Средиземноморье.

4. Закрепление.

— Обратимся к составленным таблицам.

— Выполним тесты.

1. Назовите, с каким государством воевал Рим в Западном Средиземноморье?

А) Египет

Б) Индия
В) Мидия

Г) Карфаген

2. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах?

А) в 201 г. до н. э.

Б) в 216 г. до н. э.

В) в 218 г. до н. э.

Г) в 202 г. до н. э.

3. Чем закончилась война Рима с Карфагеном?

А) Рим лишился владений в Сицилии и Южной Италии;

Б) Карфаген лишился всех владений за пределами Африки;

В) Рим стал хозяином во всем Средиземноморье.

4.Войны между Римом и Карфагеном назывались Пуническими, потому что:

А) Карфагеняне называли римлян пунами;

Б) Войско римлян возглавил полководец из рода пунов;

В) Римляне и карфагеняне называли жителей Сицилии пунами;

Г) Римляне называли карфагенян пунами.

Взаимопроверка

5. Рефлексия

— Подведем итоги. Оценки на уроке…

— Начните ответы со слов…»Я сегодня узнал на уроке….»

— Дом. задание :параграф 47. Дополнительное задание — составить синквейн к слову Ганнибал.


Конспект урока по истории «Вторая война Рима с Карфагеном» 5 класс