Конспект урока по истории “Боги и герои Эллады” 5 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое

Методическая разработка урока по истории в 5 классе по теме

“Боги и герои Эллады”

Учитель истории Зиброва Лариса Васильевна,

Проживающая по адресу: Липецкая область

Усманский район с. Сторожевое,

Улица Прибреджная,4

Пояснительная записка

Данный урок разработан для учащихся 5 класса.

Моя концепция преподавания.

Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.

Помочь

ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.

Гибкие стиль, формы, методы обучения.

Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.

.

Цели урока:

Создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения.

Формировать потребность в самообразовании и повышении культурного уровня.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

Подвести учащихся к пониманию общей закономерности6 религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы.

Продолжить

формирование умений выделять главное, работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Задачи урока:

Образовательная:

– Обобщить и закрепит знания учащихся по теме “Боги и герои Эллады”

2. Развивающая:

– Овладеть элементарными методами исторического познания;

– развивать умения работы с различными источниками исторической информации (чтение и анализ мифов, заполнение таблицы,

– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся ( высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваться к мнению других ее членов)

3. Воспитательная:

– Способствовать развитию у школьников интереса к истории, приобщать их к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности.

4. Здоровьесберегающая:

– Предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Реализация концепции преподавания в уроке.

1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.

2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным

Тип урока: урок получения новых знаний с применением ИКТ

Форма организации учащихся – групповая.

Урок рассчитан на 45 минут

Учебник Ф. А. Михайловского. Всеобщая история. История Древнего мира, М.: “Русское слово”, 2008.

Оборудование : компьютеры, проекционная аппаратура, экран, тесты.

Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала.

При изучении используются материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке применяются следующие методы обучения:

По виду источника информации:

Словесные (объяснение, беседа с учащимися);

Наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации );

Практические (работа с карточками).

На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяют друг друга.

Оборудование:

Карта “Древняя Греция”

Выставка дополнительной литературы

Компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель:

– Что такое религия?

– Дайте определение “религия”.

– Вспомните, почему у людей возникли религиозные верования?

– Какие явления природы не мог объяснить человек?

– Подумайте, какие явления природы могли обожествлять жители Древней Греции?

III. Изучение нового материала

Учитель: “Ребята, сегодня на уроке, мы познакомимся с вами с религиозными верованиями древних греков. Узнаем, какие силы природы обожествляли древние греки, каким занятиям древних греков покровительствовали боги. Продолжим знакомство с мифами и легендами Древней Греции.

План изучения нового материала.

Олимпийские боги.

Боги земледелия.

Подвиги Геракла

Учитель: Греки, как и другие народы, не понимали и боялись многих явлений природы. Они верили, что боги населяют всю природу и управляют ею. Богов они представляли себе в виде людей, но бессмертных и могущественных.

Греки верили, что если человек будет надеяться, только на собственные силы и не будет просить помощи богов, то в жизни его ожидают трудности и неудачи. Если же к богам обращаться с просьбами, молитвами, приносить жертвы, то они помогут человеку прожить счастливую жизнь, добившись больших успехов в делах. В поэмах Гомера “Одиссея” и “Илиада” мы уже встречались с богами, одни из них помогали грекам, другие – троянцам.

IV. Работа с картой

Цель: продолжить формирование умений правильно показывать на карте места изучаемых событий

Учитель: По представлению древних греков бои обитали на высочайшей горе Греции Олимп – отсюда и понятие “олимпийские боги”, “олимпийцы”, которая расположена в северной Греции.

( Ученики показывают на карте, где находится гора Олимп.)

Слайд2.

Учитель: Главным богом у греков был Зевс. Слайд 3. Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет с орлом – символом власти на плече и пучком молнии в руке. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния-и хлынут потоки дождя на землю.

Женой его была Гера, которую эллины почитали еще и как покровительницу брака и семьи. Слайд 4.

Вопрос: Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? Что вы знаете о дождях и грозах в Греции? Какой вред и какую пользу они приносили грекам?

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции. Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.

В далеки времена миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его собственные Дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки.

Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос, возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его.

Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Слайд5. Не меньше, чем грозного Зевса, греки боялись морского бога Посейдона. Своим огромным трезубцем Посейдон вызывает на море бурю и топит корабли.

Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величественной осанкой.

Слайд6. Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит ночь. Точно гонимые ветром носятся там души умерших.

Никому нет возврата из этого царства печали.

Вопрос учащимся: Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

Учитель: Считалось, что у каждой отрасли хозяйства-земледелия, скотоводства, охоты и других ремесел – есть свой бог покровитель. Особенно славились бог винограда и вина Дионис) богиня хлебных колосьев Деметра. Слайд 7.

Деметре приносили жертвы, молясь о хорошем урожае. А в честь бога Диониса люди устраивали праздник весной, перед началом работ на виноградниках, и в декабре когда поспевало молодое вино.

Слайд8. Когда греки начали обрабатывать металлы, возник миф о боге Гефесте – покровители кузнецов. Гефест сам работает в кузнице под землей.

Гефест носит простую одежду ремесленника, его руки и лицо выпачканы сажей.

С развитием торговли появился бог Гермес. Он выполнял различные поручения Зевса и летал из одного города в другой, поэтому Гермеса часто изображали с крылышками на сандалиях.

Слайд 9. Богом искусства считался красивый юноша Аполлон. Его сопровождали музы – покровительницы танцев, музыки, поэзии, истории. Любили богиню охоты – Артемиду.

Слайд 10. Почитали богиню мудрости и знаний Афину, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества.

Слайд 11. Не меньшим уважением пользовался и грозный бог войны Арес.

Слайд 12. Самой прекрасной из олимпийских богинь была “златокудрая” Афродита – богиня любви и красоты. В мифах говорилось, что родилась она из белоснежной пены, принесенной теплым ветром к берегам острова Кипр.

V. Комментированное чтение мифа о богине земледелия Деметре и ее дочери Персефоне.

Задание:

Прочитать миф.

Ответить на следующий вопрос:

– Какие явления природы отразились в мифе?

VI. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Задание: прочитать стр. 131-132

Цель: формировать умение анализировать через деятельность героя его личностные качества.

– Вопросы ученикам: Кого греки называли героями?

– Каких героев Древней Греции вы уже знаете?

– Вспомните, героями каких мифов и произведений являются Ахилесс и Тесей.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с самым популярным героем Древней Греции – Гераклом. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены после невольного убийства своих детей, Геракл обращается к дельфийскому оракулу и просит определить для него наказание. Оракул повелевает ему носить имя Геракл( до этого его звали Алкид), поселиться в Тиринфе и 12 лет служить царю Эврисфею, совершить 10 подвигов, после чего он станет бессмертным.

Вопросы к ученикам:

Сколько подвигов совершил Геракл?

Объясните почему двенадцать?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить эти подвиги?

Как вы думаете, необходимы ли эти качества современному человеку7

Какие крылатые выражения из мифов о Геракле мы используем в современном языке?

Как вы думаете, чему учат нас Мифы о Геракле?

Вывод:

Учитель: Мы видим, как преображается природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел более уверенно ориентироваться в ней, использовать природу для своих надобностей. Тема победы смертного человека над природой прослеживается не только в мифах о подвигах Геракла, но и в других тоже.

Человек стал увереннее чувствовать себя в окружающем мире, и мифы теряют свою “достоверность”, превращаясь в сказки, поэмы, песни и театральные постановки.

VII. Закрепление пройденного материала.

Тест:

Установите правильное соответствие между именами греческих богов и их характеристиками. Полученный ответ впишите в таблицу.

Зевс а) бог виноделия

2.Посейдон б) богиня, покровительница брака

3. Гера в) покровитель кузнецов

4. Деметра г) бог грома и молнии

5. Дионис д) бог моря

6. Гефест е) богиня плодородия и земледелия

2. Вычеркни лишнее: Геракл, совершая свои подвиги, привел к царю Эврисфею..

А) Немейского льва

Б) Эриманского вепря

В) Нильского крокодила

Г) Керинейскую лань

3. Назовите имя бога, соответствующего описанию:

Прекрасный юноша или бородатый мужчина с виноградной кистью в руке. В честь него устраивали праздники.

Гефест 2) Аполлон 3)Дионис

VIII. Итоги урока.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Конспект урока по истории “Боги и герои Эллады” 5 класс