Конспект урока по истории “Политические репрессии и депортация народов” 11 класс

Аксуатская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок на тему:

“Политические репрессии и депортация народов”

(11 класс)

Учитель: Курманов Е. Ж.

2012-2015 уч. год

Тема: Политические репрессии и депортация народов.

Цель: Раскрыть суть и причины политических репрессии, депортации народов, их последствия;

Воспитывать чувства патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории;

Развивать навыки работы с историческими документами.

Оборудование: историческая карта, видеофрагменты “Политические репрессии”, “Депортация народов”, исторический документ Доклад Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”.

Ход урока:

I. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово.

Эпиграф к уроку:

Знать, чтобы помнить,

Помнить,

Чтобы не повторить.

Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибок. Сегодня мы обратимся к трагическим событиям нашей страны.

В истории нашей многонациональной страны самыми страшными страницами являются массовые политические репрессии.

“10 лет без права переписки” – такой приговор получали многие кто проходил 30-е годы по печально известной 58 статье УК СССР, по сути это означало расстрел, но для близких была какая-то надежда.

Этот процесс затронул миллионы судеб. Одни работали, другие репрессированы. Многие из них умерли от голода и болезней в лагерях, от изнурительного и физического труда, не человеческого обращения в лагерях ГУЛАГА.

III. Объяснение новой темы.

Политические репрессии характерны для тоталитарного режима.

В понятии “политические репрессии” какое слово является ключевым?

Какие слова и понятия ассоциируются у вас со словом “репрессия”?

“Репрессия” – ущемление в правах, карательная мера, наказания, применяемые государственными органами.

31 мая в казахстанском календаре отмечен как День памяти жертв политических репрессии, начавшихся в 1937 году.

2 июля 1937 года принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) “Об антисоветских элементах”. В его исполнение 5 августа 1937 года был издан приказ НКВД СССР № 0044, которым положил начало операции массовых чисток.

Показ видеофрагмента “Политические репрессии”.

За годы репрессии на территории нашей страны было создано11 лагерей ГУЛАГ.

Крупнейший из них был Карлаг – Карагандинский лагерь особого режима.

В годы правления И. В. Сталина репрессии коснулись полностью или частично более 60 народов и этнических групп.

Депортация – изгнание, высылка из страны; насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов.

Показ видеофрагмента “Депортация народов”.

Работа с таблицей по депортации народов.

Какая национальность понесла наибольший урон и почему?

В какие районы в основном отправляли депортированных?

(В Сибирь, Казахстан, Среднюю Азию, Урал)

IV. Работа с историческим документом:

Доклад Первого серетаря ЦК КПСС тов. Хрущева Н. С. XX съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1956 года.

V. Закрепление пройденного материала

Решение тестовых заданий по теме политических репрессии и депортации народов.

VI. Подведение итогов.

В 1991 году был принят закон “О реабилитации жертв политических репрессий”, 1989 год – Съезд народных депутатов СССР признал депортацию народов, пострадавших в период ВОВ незаконной.

Пик массовых репрессий приходится на 1937-1938 годы.

Первыми жертвами беззакония и произвола стали известные казахские ученые и писатели: А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, М. Жумабаев.

Волна репрессии охватила всю страну.

В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тыс. жертв сталинского террора.

“Террор” – политика насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны, насилие со стороны государства.

VII. Домашнее задание. Оценивание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Конспект урока по истории “Политические репрессии и депортация народов” 11 класс