Как современники читают классику, или Альтернативная история литературы
После гениев можно писать только потому,
что они лишены возможности отобразить современность…
Е. Скульская
Сетования на то, что сейчас молодые люди — школьники и студенты — не читают классику, стали общим местом. Редакция журнала «Мир русского слова» провела опрос подростков с целью выявления их читательских пристрастий. Среди вопросов был и такой: «Какое произведение может войти в школьную программу через 50 лет?» Один из респондентов ответил: «Нет ничего хуже, чем войти в школьную программу».
О причинах
Мощный, скучный фундамент, на котором я выстроил свой симпатичный домик литературных предпочтений — это тексты современных
Еще одно расхожее мнение: «Нынешняя молодежь считает, что классика и современная жизнь — вещи несовместные. Многим кажется, что все, о чем писали классики, — что-то далекое, отвлеченное от реальности, недоступное, непонятное. К сожалению, смотреть на классику сквозь призму современной жизни молодежь никто не учит»
- Игра в классику, или Не бойтесь Фандорина! Об Эрасте Фандорине и сестре Пелагии знают все. Книгами Б. Акунина зачитываются в общественном транспорте, не замечая пропущенную остановку. Продавцы книжных лотков знают, что детективы этого писателя-мистификатора, стремительно ворвавшегося в «круг расчисленных светил» современной литературы, разойдутся с необыкновенной скоростью. О Фандорине и его авторе молчат только учителя литературы. Чего боятся? — Вдруг бульварщина? Вдруг то, […]...
- Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований «Что читают нынешние Дети?» Задаю этот вопрос учителям, родителям, методистам — и слышу в ответ безоговорочное: «Да ничего они не читают!» В голосе одних — раздражение, других — привычная скука, третьих — надежда «зацепить» и продолжить разговор на волнующую тему. Детское чтение — тема, которая, как мне кажется, […]...
- «Они не хотят читать классику…» Так ведь мы им и не объясняем: а зачем вообще нужно читать? (Нельзя же всерьез считать убедительными общие фразы о культурном человеке.) Я поняла: именно с этого нужно начинать. И на первом же уроке в новом 9-м или 10-м классе ошарашиваю ребят вопросом: «Вот скажите, сколько человек вы Хорошо знаете? Настолько хорошо, что понимаете их […]...
- Старшие современники Пушкина Предлагаем вам два текста о старших современниках Пушкина (Княжнина можно назвать так условно — он умер в 1791 году). Их можно использовать для подготовки к части С ЕГЭ по русскому языку (а заодно они станут материалом для создания культурологического контекста при изучении творчества поэта). Автор текстов — Александр Етоев, с чьей книгой «Книгоедство» мы знакомили […]...
- О роли классики в воспитании подрастающего поколения Вытеснение из школьных программ классических произведений для юношества — вот проблема, над которой рассуждает А. Етоев. Поставленная автором литературоведческая проблема одновременно является и нравственной. Она актуальна на протяжении веков. Многие писатели считали, что классику молодежь должна читать в первую очередь, иначе читатель не успеет этого сделать! А. Етоев осуждает писателей и преподавателей университетов, которые хотят […]...
- История литературы: «Литература оттепели» в России Значительным явлением литературного процесса середины XX ст. стала также и так называемая «литература оттепели» в России — это не подцензурные литературные произведения, которые выходили за пределы канонов официальной литературы, подражали наилучшим традициям русской литературы XIX — начала XX ст. (это был словно мостик, переброшенный от «серебряного века» русской литературы). Эти произведения отличались свободолюбивым духом и […]...
- Книжки для дошкольников, или что они читают Разнообразие литературы для дошкольников на полках книжных магазинов введет в ступор даже взрослого, который пришел выбрать читабельную, яркую книжку для своего ребенка. Мама и папа, которые не хотят растить своих детей на характеристиках персонажей мрачных зарубежных мультипликационных фильмов, просто взывают к книжной индустрии, надеясь на положительный, с ее стороны, ответ. Но, увы, покупаемая ими детская […]...
- История нашей литературы Ведущее место в литературоведении советских времен в России принадлежало Александру Ивановичу Билецкому (1884- 1961 гг.). Предметом его научных поисков в отрасли теории литературы были природа и функции литературы, психология творческого процесса, развитие методов и стилей, проблема читателя. Весомыми является его теоретико-литературные труды: «В мастерской художественного слова» (в 1923 г.), «К построению литературных стилей» (в 1931 […]...
- Когда вокруг читают все Восьмиклассник о романе «Собор Парижской Богоматери» Получив в этом году новый математический восьмой класс, я задумался о том, как мне создать у детей ощущение, что читать сегодня стоит. Читать много, разнообразно, с удовольствием, вне программы. Для этого в самом воздухе должно висеть, кожей чувствоваться — здесь, у нас, в школе (а для многих восьмиклассников эта […]...
- История литературы XX столетия. Эрнест Миллер Хемингуэй Несмотря на определенное зазнайство, необузданность, на стиль, который так легко спародировать, но невозможно повторить, и на развлечения, который может разрешить себе знаменитость, Хемингуэй известен как один из самых знаменитых деятелей литературы XX столетия. Никому из писателей не посчастливилось войти в современное сознание и доминировать в литературном восприятии так, как Хемингуэю. Влияние этого выдающегося американского писателя […]...
- Современники о поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых — шестидесятых годах, народ оказался в самом центре внимания читательских масс. Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но […]...
- История русской литературы в бронзе Думал ли Пушкин, сочиняя в Одессе язвительную эпиграмму на своего начальника князя Воронцова (у которого, заметим в скобках, он обедывал и с женой которого имел длительный Роман), что окажется с ним на одном и том же памятнике? Знал ли о такой судьбе сиятельный князь, распекавший нерадивого подчиненного за небрежение к службе и добившийся наконец его […]...
- Чем может помочь кинематограф в изучении литературы? Современную школьную программу простой не назовешь. Частенько случается так, что большинство школьников просто не читают некоторые произведения русской классики. Для современного человека, а особенно — для подростка, многие книги слишком сложны по нескольким причинам. Первая и, пожалуй, основная — это существенные различия между уровнем развитости языка, используемого в художественной литературе и в повседневной жизни школьников. […]...
- Соня и Раскольников читают Евангелие Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Раскольникова в том, что жить без Бога нельзя, сможет ли своим примером направить его в […]...
- Современники Николай Алексеевич Некрасов Современники Сатирическая поэма (1875-1876) Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ «Бывали хуже времена, Но не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX в. Для того чтобы убедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора. В числе главных достоинств юбиляра […]...
- Краткое содержание Современники в сокращении (Некрасов Н. А.) (1862 г.) Часть 1. Юбиляры и триумфаторы. В начале поэмы автор говорит о 70-х годах XIX века, что более подлых времен не было, хотя были времена и похуже. В этом можно убедиться, заглянув в один из дорогих ресторанов. В зале №1 празднуется юбилей администратора. Собравшиеся поздравляют юбиляра. А в числе его главных достоинств называют то, […]...
- Критика и современники о комедии «Горе от ума» Комедия А. С. Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах. Наиболее интересными были отзывы П. А. Катенина, декабристов и А. С. Пушкина. В начале 1825 г. Катенин прислал Грибоедову письмо с критикой «Горя от ума». Письмо Катенина до нас не дошло. Но дошел ответ Грибоедова с опровержением всех пунктов […]...
- История зарубежной литературы ХIХ века Глава 9. Р. Вагнер История зарубежной литературы ХIХ века (Под редакцией Н. А. Соловьевой) Глава 9. Р. Вагнер. ГЛАВА 9. Р. ВАГНЕР Феномен творческого гения Рихарда Вагнера (1813-1883) — одно из многих убедительных опровержений прямолинейных негибких схем, налагаемых нами порой на процесс развития искусства, ибо и его творения, и его эстетика свидетельствуют о том, что романтизм, в частности в […]...
- История литературы: Романтическое движение в немецкой литературе Романтическое движение в немецкой литературе началось на исходе столетия. Новые, тенденции возникли в творчестве писателей, детство которых пришлось на годы Французской революции.1789 г., а юность — на первые послереволюционные годы. Романтикам довелось остро почувствовать и силу напора исторического развития, и упрямую сопротивляемость феодально-бюргерской Германии такому ходу истории. В послереволюционной Европе, несмотря на противодействие дворянства и […]...
- История литературы: Русские переводы иностранных книг Плодотворной Оказалась деятельность «Собрания, старающегося о переводе иностранных книг» (1768-1783), учрежденного по указу Екатерины. Древнегреческих и французских писателей сотрудники «Собрания» переводили непосредственно с оригинала, что заметно сказалось на качестве перевода. Некоторые книги, выпущенные для взрослых, попадали к юным читателям. Одновременно Появлялись и переводные издания, предназначенные специально для детей. Чаще всего это были книги учебного характера. […]...
- Повесть о Горе-Злочастии: История русской литературы ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ — стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. (полное название: «Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молотца в иноческий чин»). П. начинается с рассказа о первородном грехе, причем автор излагает не каноническую, а апокрифическую версию, согласно которой Адам и Ева «вкусили плода виноградного». Подобно тому как первые […]...
- Анализ стихотворения Блока «Они читают стихи» В 1907 году Александр Блок публикует сборник под названием «Снежная маска», в который вошло стихотворение «Они читают стихи», написано оно было в один из самых сложных периодов жизни поэта, когда он расстался с супругой Любовью Менделеевой и, чтобы развеять тоску, стал менять женщин, словно перчатки. Кому именно из многочисленных возлюбленных посвящено это произведение, до сих […]...
- Современники краткое содержание Некрасов Н. А. Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ «Бывали хуже времена, / Но не было подлей», — читает автор о 70-х гг. XIX в. Для того чтобы убедиться в этом, ему достаточно заглянуть в один из дорогих ресторанов. В зале № 1 собрались сановники: празднуется юбилей администратора. В числе главных достоинств юбиляра называется то, что […]...
- Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелия» по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Соня живет в большой комнате, но чрезвычайно низкой. В комнате почти нет мебели, на стенах виднеются желтые обои. Комната имеет вид неправильного четырехугольника. Форма комнаты как-бы показывает, что Соня живет неправильно. Не такой жизни она достойна. Сначала Раскольников обращается к Сони резко и с настойчивостью, даже с некой грубостью. Но после чтения Евангелия его настроение […]...
- Что читают и о чем спорят герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение уникальное по охвату российской действительности первых десятилетий XIX века. Трудно найти сферу жизни, которая бы не заинтересовала поэта. А. Пушкин воссоздал целую историческую эпоху, нарисовал полную картину жизни различных слоев русского общества. От внимания поэта не укрылась ни одна деталь: из романа, как из энциклопедии, можно узнать, […]...
- Поэты-современники в лирике Цветаевой < p>Обращения Цветаевой к поэтам-современникам многочисленны и разнообразны. Цветаева обладала редким даром — удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, глубоко чувствовать душу в его творениях. Всегда чуждавшаяся всякого рода поэтических объединений, презиравшая богему, далекая от окололитературной борьбы самолюбий и амбиций, она была счастливо лишена чувства творческой зависти или ревности. Самозабвенным и безоглядным было ее […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Современники. Сатирическая поэма (1875 — 1876), в сокращении Список произведений в сокращении этого автора Саша. Поэма (1856) Мороз, Красный нос. Поэма (1863 — 1864) Русские женщины. Поэма (1871 — 1872) Современники. Сатирическая поэма (1875 — 1876) Кому на Руси жить хорошо. Поэма (1863 — 1877, незаконч. ) Часть 1. ЮБИЛЯРЫ И ТРИУМФАТОРЫ «Бывали хуже времена, Но не было подлей», — читает автор о […]...
- Роль русской литературы в воспитании старшеклассников Помогает ли изучение русской литературы в школе подготовить выпускников к самостоятельной жизни-вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Тендряков. Автор, рассказывая о дискуссии, завязавшейся на родительском собрании, поддерживает в споре учителя и считает, что русская литература должна учить детей быть честными всегда и во всем, не бояться сильного, помогать слабому. В. Тендряков верит в нравственную […]...
- Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы. […]...
- Сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина его современники называли «горькой». Чем можно объяснить такую оценку? (ЕГЭ по русскому) Сатира — литературный прием, к которому во все времена прибегали писатели для высмеивания пороков людей и общества. Обычно комедии относят к жанру сатиры, но так бывает не всегда. «Историю одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина можно смело называть сатирическим произведением, направленным на политическое просветление. Описанные в романе события развиваются в уездном Глупове, где сопоставляются разные эпохи […]...
- Из литературы третьего тысячелетия: об основных тенденциях развития мировой литературы в конце ХХ — начале ХХІ века …Искусство предназначено лишь изображать и толковать жизнь — всегда многоликую, всегда противоречивую и всегда несовершенную. Дмитрий Затонский Для развития мирового литературного процесса конца ХХ — начала ХХI века характерно сосуществование и взаимодействие разных стилей, направлений и течений. Как отмечают современные литературоведы, в стремительное и нестабильное время рубежа веков продолжают развиваться художественные произведения с реалистической доминантой. […]...
- Проблема культуры и литературы по тексту Непомнящего (ЕГЭ по русскому) Современное общество стоит на краю пропасти, которое захвачено нравственной деградацией. Люди усовершенствовали новый век телевидением, компьютерами, заменив этим книги, классику и всю культуру в целом. Волнующую всех нас проблему культуры и литературы поднимает Непомнящий. Эта проблема никого не оставит равнодушным, так как она касается каждого из нас. Особенно актуальна эта тема сейчас, так как у […]...
- В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чем их можно сопоставить с Плюшкиным? В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль», в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», И. С. Тургенева «Отцы и дети», И. А. Гончарова «Обломов» и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин — […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт». И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- Роман «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина — история России в зеркале сатиры «История одного города» — это, наверное, самое известное произведение Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Здесь сатира направлена против тех пороков российской государственности, которые существовали на протяжении веков. Еще И. С. Тургенев писал, что «История одного города» — это, «в сущности, сатирическая историй русского общества». Здесь город Глупов — это Российская империя в миниатюре, а глуповские градоначальники пародируют […]...
- В библиотеке После уроков в школьной библиотеке аншлаг. Почти все места в читальном зале заняты, да и на абонементе — большущая очередь. В основном школьники спрашивают у библиотекаря книги, заданные им учителем. Однако некоторые из ребят ищут литературу, которая не входит в школьную программу. Сразу видно, что эти школьники много и с удовольствием читают. Библиотекарь приносит им […]...
- История создания романа «История одного города» Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет (с 1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (1862-1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить […]...
- Теория литературы — область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины «Методика преподавания мировой литературы». Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- «Модная» история. 4 раздел. История обуви История создания обуви — от истоков до наших дней История обуви начинается примерно с верхнего палеолита. Изучение наиболее раннего периода истории обуви представляет особенный интерес для археологов и антропологов. Сандалии XII века Древнейшая обувь История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Историк Эрик Тринакус из частного Университета Вашингтона в Сент-Луисе, штат Миссури, США, пришел к выводу, […]...