Роль русской литературы в воспитании старшеклассников
Помогает ли изучение русской литературы в школе подготовить выпускников к самостоятельной жизни-вот нравственная проблема, над которой размышляет В. Тендряков.
Автор, рассказывая о дискуссии, завязавшейся на родительском собрании, поддерживает в споре учителя и считает, что русская литература должна учить детей быть честными всегда и во всем, не бояться сильного, помогать слабому.
В. Тендряков верит в нравственную силу русской классики. Он убежден, что именно урок литературы учит детей были добрыми и милосердными, не пасовать перед
Я не во всем разделяю позицию автора: после окончания школы нас ждет взрослая жизнь, в которой мы, несомненно, столкнемся с различными трудностями. Но раз нас не научили в школе ловчить, хитрить, мы можем и не справиться с ними. И никакая классика нам на помощь не придет!
В Интернете познакомилась с итогами опроса выпускников, в котором у них спрашивали, что дала им школа. 70% опрошенных сказали, что наиболее значимым для них было то, что школа в плане “выживания в современном мире” научила их ловчить, выкручиваться, лгать.
Это совсем не значит, что я по натуре человек
Таким образом, могу сделать вывод, что литература – это школа нравственности, но необходимо во время чтения и обсуждения великой классики давать выпускникам и уроки противостояния злу, жестокости.
- Роль русской литературы в мировом литературном процессе Русская литература достигла того уровня идейно-художественного развития, при котором стало возможным творческое исследование современной действительности и соответственно решение новых эстетических проблем, выдвигаемых жизнью. В художественном плане такой знаменательный итог был подготовлен длительными идейно-стилевыми исканиями прозы, отразившими усложнение процесса художественного познания текущей действительности. Военная, “деревенская”, художественно-биографическая, историческая проза обогатили эстетическую систему социалистического реализма. Сформировались писательские индивидуальности, […]...
- Роль наказания в воспитании детей Роль наказания в воспитании детей Чаще всего взрослые наказывают ребенка за свои собственные промахи и ошибки, за свое, неумение иначе решить сложившуюся ситуацию. Ведь, если ребенок, с самого своего рождения находится на попечении родителей, то его поведение, как ни крути, есть следствие родительского воспитания. С учетом того, что процесс воспитания не ограничивается объяснениями и поучениями. […]...
- Б. С. Житков и его роль в становлении русской литературы Серьезные этические проблемы, глубоко драматические конфликты разрабатываются в произведениях Б. С. Житкова, сыгравшего большую роль в становлении русской литературы. Борис Степанович Житков родился в семье преподавателя математики. В 1905 году, живя в Одессе, он принимал участие в революционных событиях. Окончил естественное отделение Новороссийского университета (1906) и кораблестроительное отделение Петербургского политехнического института (1916). Б. С. Житков […]...
- Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника Автор: Тимошкина Юлия Анатольевна, МДОУ “ЦРР – детский сад № 58 “, г. Саранск, Республика Мордовия. Консультация для родителей “Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника “ Описание: консультация будет полезна родителям дошкольников( от двух до семи), а также воспитателям ДОУ. Цель :Показать незаменимость и важность […]...
- Роль русской литературы в революции В русской литературе создано немало образов революционеров – от Петра Первого до Павла Корчагина. Это и Пугачев А. Пушкина, и Вадим, Мцыри и Демон М. Лермонтова, и Базаров И. Тургенева, и Рахметов Н. Чернышевского. Но для меня наиболее типичными образами русских революционеров являются герои романа Ф. Достоевского “Бесы”. Главный герой этого произведения Николай Ставрогин – […]...
- Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. “Прощание с Матерой”.) В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения. И решает ее автор путем противопоставления старого – новому. Возможно, на первый взгляд антитеза вы ражена не явно, не с той прямотой, которая была характерна для эпохи классицизма. Известно, что термин “антитеза” произошел от греческого слова “противоположение”. Это […]...
- Н. Г. Чернышевский и его роль в истории русской литературы Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа. Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, […]...
- Роль художественной литературы в жизни общества Понятия “культура” и “человечество” неразделимы. Одной из главных составляющих первой является литература. Я уверена, что жизнь без поэзии, прозы, устного народного творчества была бы пуста. Если бы не художественная литературе, человечество окружали бы только “сухие” факты. Телевидение и Интернет состояли бы исключительно из новостной ленты, а развлекательные программы, если бы они и были, выглядели бы […]...
- Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности “Основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит”. Академик Н. В. Федоров Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно – нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в […]...
- Роль портрета героя в его характеристике (на примере одного или нескольких произведений русской литературы) В искусстве слова все являются Учениками друг друга, но каждый Идет своим собственным путем. М. Пришвин Любим ли мы читать описание внешности героя? Находим ли мы эстетическое наслаждение в такого рода портретах? Пожалуй, не всегда, а ведь мир искусства, литература-большая мастерская, в которой все работают, создавая единую галерею любимых героев. И портреты их так же […]...
- Роль эпилога в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Ревизор”.) А почему, собственно, не быть Хлестакову “ревизором”, начальственным лицом? Ведь смогло же произойти в другом произведении Н. Гоголя еще более невероятное событие – бегство носа майора Ковалева и превращение его в статского советника. Это “несообразность”, но, как, смеясь, уверяет писатель, “во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на […]...
- Роль семьи в воспитании личности (по произведению И. С. Тургенева “Отцы и дети”) Одной из ведущих тем в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” является тема любви и семьи. Это одни из тех “вечных” ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным. Основа семьи – это любовь. Во многом именно […]...
- Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Консультация для родителей: Отец и мать как воспитателиСамой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец осуществляет “общее […]...
- Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и содействует развитию в России демократических прогрессивных идей. “Повести, служащие продолжением “вечеров на Хуторе близ Диканьки” – таков подзаголовок “Миргорода”. И содержанием и характерными особенностями своего стиля эта книга открывала новый этап в творческом развитии Гоголя. В изображении быта и нравов миргородских помещиков уже нет места романтике […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что “поэт в России больше, чем поэт”. И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н. В. Гоголь. “Портрет”.) Один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”. Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть […]...
- Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. (А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”.) Эпиграф к роману: “Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, – как следствие чувства превосходства: быть может, мнимого. Из частного письма”. Это – пушкинская характеристика Онегина, но не персонажа романа, а Онегина – автора своих мемуаров. Еще до начала […]...
- Роль второстепенных персонажей в одном из произведений русской литературы XIX века (А. Н. Островский “Гроза”) А. Н. Островский родился и провел детство в Замоскворечье, где издавна селились купечество, ремесленники, бедняки. Почти 50 пьес было написано им за долгую литературную жизнь, и многие из них уходили корнями в родное Замоскворечье. Драма “Гроза” (1859 г.), написанная в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первое десятилетие деятельности писателя, цикл его […]...
- Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Собачье сердце”.) Знаменитая повесть “Собачье сердце”, написанная в 1926 году, – яркий образец булгаковской сатиры Она развивает гоголевские традиции, органически соединив в себе два начала-фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произведениях, как “Дьяволиада” и “Роковые яйца”. Все три сатирические повести содержат предостережение писателя, обращенное к современникам, которое не было […]...
- Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XX века. (В. П. Астафьев. “Царь-рыба”.) Повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемое™ мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца, буквально переполнено художественными деталями, несущими особую нагрузку. Рассказ о таких чудесах природы не может не увлечь всякого, кому не чужда красота родного […]...
- Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Арсеньева? Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева? Как складывались отношения отца и сына Лермонтовых? Елизавета Алексеевна самозабвенно любила внука. Всю свою нерастраченную материнскую любовь она перенесла на него после ранней смерти от чахотки единственной дочери. Есть сведения, что буквально на другой день после смерти дочери она выплатила зятю 25 ООО рублей, […]...
- Роль внутреннего монолога в создании характера героя (По одному из произведений русской литературы XIX века. – А. П. Чехов. “Дуэль”.) Термин “внутренняя речь” трактуется в лингвистике довольно широко, а именно как “общее определение всех непроизнесенных мыслей”. Традиционно выделяют два вида внутренней речи: внутренний монолог и внутренний диалог. Внутренняя речь как стилистический прием создания художественного образа отражает особенности внутренней речи как формы мышления Ее физическая сторона в отличие от внешней речи сводится к необходимому минимуму: смысл […]...
- Проблемы детей 21 века. О проблеме воспитания подростков Как правильно воспитывать подрастающее поколение – вот вопрос, над которым рассуждает В. Тендряков. Данная педагогическая проблема относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и остается актуальным нравственный вопрос о воспитании подростков. В. Тендряков, изображая нам ситуацию на родительском собрании, сводит две полярные позиции по воспитанию выпускников школы. Понятно, что авторская точка зрения звучит из […]...
- Значение русской классической литературы У народа, лишенного общественной свободы, литература – единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. А. Герцен Девятнадцатый век – величайшая эпоха в развитии русской классической литературы. Писателями от А. Пушкина до М. Горького были созданы высокохудожественные произведения, имеющие мировое значение. Это объясняется идейно-художественным уровнем, до которого поднялась к […]...
- Роль уроков литературы в жизни человека О роли уроков литературы Незабываемые, чудесные годы! Окончание школы – тот момент в жизни подрастающего поколения, который принято называть переломным. Прошедшие одиннадцать лет остаются позади, впереди – взрослая жизнь, полная новизны и открытий. Проблема данного текста заключена в следующем. Одиннадцатый класс как песочные часы. Ровесников-одноклассников в большую жизнь уносит время, на смену им приходят новые […]...
- В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? В каких еще произведениях русской литературы мы сталкиваемся с присутствием героев из потустороннего мира и какова их роль в раскрытии нравственно-философского смысла художественных текстов? Формируя рассуждение на заданную тему, укажите, что образы представителей мирового Зла, прежде носителей божественной природы, а затем врагов людей, связаны с мифологической, фольклорной и литературной традициями. В “Слове о полку Игореве” […]...
- Значение русской литературы моей в жизни человека Жизнь каждого человека связана с постоянным познанием чего-то нового и самосовершенствованием. С малых лет мы учим буквы и слова, а затем начинаем читать. Сначала книжки-малютки, детские сказки, а со временем и серьезные произведения. У каждого есть любимый писатель или жанр. Лично я любитель фантастики. Выросла на книгах Хичкока и Жюль Верна. Но если брать глобально […]...
- Сочинение на тему: ” Роль литературы в жизни человека “ Известный писатель Максим Горький говорил всем о книге следующее – Я благодарен книге всем лучшим в мире. И это ведь действительно так. С помощью литературы каждый человек становится более разумным, начитанным. Без книг в жизни скучно и неинтересно. Ведь книга является ключом знаний и новых открытий. Читая постоянно книги мы развиваем свой кругозор, фантазию и […]...
- Тема судьбы русской интеллигенции в произведениях русской литературы (20-е годы XX века) Интеллигенция – самый уязвимый класс общества, вернее, даже не класс, а прослойка. Именно из-за того, что интеллигенцию составляют люди из разных общественных классов, во времена любых социально-политических кризисов страдает более всех она. Ни один общественный класс не признает в интеллигенте своего человека, даже если этот человек живет в том же квартале, в том же доме, […]...
- Сочинение на тему: особенности современной русской литературы В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...
- В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чем их можно сопоставить с Плюшкиным? В ряде произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики: в пьесе Д. И. Фонвизина “Недоросль”, в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, И. С. Тургенева “Отцы и дети”, И. А. Гончарова “Обломов” и других. В чем героев этих книг можно сопоставить с Плюшкиным? В отношении к ведению хозяйства, к крестьянам, родственникам и друзьям. Конечно, Плюшкин – […]...
- Роль русской культуры в современном мире В нашей стране значительная часть граждан живет, учится, растет, трудится не в национально однородной, а в национально смешанной среде. В этой связи немаловажно, что свыше половины русских граждан нерусской национальности свободно владеет русским языком, что для миллионов русских люден нерусского происхождения (или национально смешанного происхождения) русский язык является родным или вторым родным. Мы часто говорим, […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? В чем вы видите особенности развития русской литературы XX века? Русская литература XX века развивалась в эпоху трагических катаклизмов: войн, революций, массовых репрессий, образования на территории страны “горячих точек”. Эти события нашли отражение в создаваемых художественных произведениях различных направлений и течений и получили в них […]...
- Сочинение на тему: “Мое отношение к урокам русской литературы” Литература, независимо от того, из какой страны она происходит, чрезвычайно важна для человека. Читая литературу, можно познать множество новой информации об интересных людях, определенном времени в жизни человечества. Эта информация настолько полезна по той причине, что человек может соотнести собственную жизнь с тем, что происходило когда-то давно. Умение правильно соотнести все это делает открывает перспективу […]...
- “Золотой век” русской литературы За XIX в. прочно закрепилось наименование -“золотой век” русской литературы. Означает ли это, что “золотой век” уже позади, что мы его уже опередили и поэтому можем относиться к великому художественному наследию прошлого чуть-чуть снисходительно? Конечно нет! Там, в XIX в., осталось невероятное богатство, которое нам долго еще предстоит изучать, потому что и сегодня мы еще […]...
- Конспект родительского собрания “Переживания старшеклассников” Работа Добрыниной Светланы Николаевны Поз – 1-1 1 вариант Переживание старшеклассников Проблема, поднятая в нашей работе, – переживание старшеклассников – актуальна во все времена. Проработав в школе более 22 лет, все больше убеждаешься, что моральные ценности изменились. Те Дети, которых ты учила много лет назад, стали сами родителями и приводят уже своих детей к нам […]...
- Поэтика русской литературы Книга Ю. В. Манна – не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: “специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом – их личные встречи, знакомства, литературная полемика и […]...
- На тему значение русской литературы в нашей жизни Непомнящий в своей статье поднимает очень важный вопрос: значение классической литературы в нашей жизни. На мой взгляд, публицист очень точно выразил связь между образованием, литературой и культурой. О неравнодушности, эмоциональности автора говорят риторические восклицания (“Да что там “народ”!”), олицетворения (“русская литература, русская культура поддержали”), а также выражение личного отношения (!Я все время повторяю”, “Я убежден”). […]...
- Особенности современной русской литературы начала XXI века В современной русской литературе, особенностью которой является разнообразие форм, смешение и перемешивание жанров и стилей, происходит реанимация многих жанров, в советские годы утративших свою актуальность. Одним из таких является авантюрный Роман, ведущий генеалогию от западноевропейского плутовского романа, претерпевший бурное развитие в русской литературе 1920-х годов (И. Ильф и Е. Петров, А. Толстой, В. Катаев, В. […]...