Когда вокруг читают все
Восьмиклассник о романе “Собор Парижской Богоматери”
Получив в этом году новый математический восьмой класс, я задумался о том, как мне создать у детей ощущение, что читать сегодня стоит. Читать много, разнообразно, с удовольствием, вне программы. Для этого в самом воздухе должно висеть, кожей чувствоваться – здесь, у нас, в школе (а для многих восьмиклассников эта школа стала новой: класс наборный) читать принято.
Как добиться такого ощущения?
Самые первые уроки года я отдал под рассказ каждого ученика о той книге, которую
Все работы рецензировались и обсуждались, сам процесс выбора книги был подчас непростым – короче, в течение первых двух четвертей происходило постоянное бурление на книжные темы (тем более важное, что уроков литературы в восьмом классе у меня, как и у многих учителей, по программе всего два
Во втором полугодии круг бурлящих расширился: мы решили подключить к нему взрослых – они же тоже читают (не будем разуверять в этом наших пока еще наивных восьмиклассников). Воспользовавшись идеей Н. Ванюшевой, попросили родителей назвать книгу, которая их самих “зацепила” в подростковом возрасте. Прочтя эту же книгу, школьники должны были обсудить ее с родителями, соотнести впечатления – и опять написать небольшую работу.
На это ушла часть третьей четверти.
Потом (в конце третьей – начале четвертой четверти) пошли по учителям и составили список их любимых книг. Вчитываться в то, что рекомендовано любимым классным руководителем или страшным завучем, особенно интересно. И опять есть повод сравнить свое восприятие книги с восприятием значимого для тебя взрослого.
В процессе этой работы мы постоянно учились говорить о книгах. Такая работа на пользу ребенку: ведь в будущем ему придется делиться своими впечатлениями о произведениях искусства, телепередачах, выставках, концертах – и делать это точно, образно, богато. Кроме того, в эти разговоры постоянно вовлекаются сверстники и взрослые – и действительно создается ощущение (пусть, повторюсь, и призрачное), что все вокруг читают, что чтение – норма.
Среди обсуждаемых подростками книг довольно много французских. Отрадно, что не уходит из чтения и добротная классика, вроде романов Виктора Гюго. Приведу здесь в качестве примера одну письменную работу (автор – ученик 8-го класса Центра образования № 57 Москвы Владимир МАЗАЛОВ ; работа специально не редактировалась), по которой видно, как может самостоятельно воспринимать сложное произведение школьник – и как значимо для него выражение своего восприятия.
Важно также, что эта работа дает возможность мне как учителю продолжить взаимодействие с учеником индивидуально (в плане – исследование темы Собора Парижской Богоматери в поэзии; некоторые тексты смотрите в подверстке).
О романе В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”
Не так давно я прочитал книгу, которую посоветовал мне отец. В процессе чтения понял многое, но прежде всего одно – я никогда не встречал подобного автора. Дойдя до конца “Собора Парижской Богоматери”, я резюмировал: книга мне не очень понравилась, и все же не могу отделаться от ощущения, что познакомился с великим произведением искусства.
Кажется, я даже понимаю, почему.