Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы

Подобные проблемы имели место как в произведениях писателей XIX века, так и в произведениях писателей XX века. Обратимся к произведениям двадцатого столетия, на которые в значительной степени повлияли мировая война, гражданская война, революция. Достаточно привести один факт. Так, революция, которая, казалось бы, дала надежду на свободную жизнь, совершенно изменила людей: они оказались рабами этой системы.

Именно к исследованию данной исторической проблемы обратились М. А. Булгаков и Б. Л. Пастернак.

Роман “Мастер и Маргарита” М. А.

Булгакова повествует о своем времени и о людях, и потому он стал своеобразным уникальным документом той эпохи. Примечателен тот факт, что произведение создавалось писателем свыше десятилетия, впрочем, как и роман Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”. Действие романа “Мастер и Маргарита” происходит с промежутком почти в две тысячи лет. Центральным героем является Мастер, который создал роман о Христе и Пилате.

Этот роман в романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Прототипом Мастера является сам писатель,

который испытывал давление со стороны общества и ощущал творческую несвободу. Через весь роман писатель пронес мысль о том, что человек всегда сам может выбрать свой путь: может покориться обстоятельствам, а может и бороться с ними. Ответственность за все совершенные поступки в таком случае будет тяжким бременем лежать на самом человеке, и человек обязательно заплатит за свои поступки если не головой, то своей последующей жизнью.

В романе Мастер не смог одержать победу, но писатель сделал его победителем. Герой струсил, выбрал малодушный и более легкий путь: он просто убежал от трудностей, уйдя в сумасшедший дом, кроме того, Мастер сжег свой роман, написать который уже было смелостью. Ошибка Мастера заключалась в том, что он не смог бороться против кесарей, против власти, которая подавляла творчество, не принимала действительно значимое, избегала новшеств и инициатив. Поэтому герою дарован покой.

Действительно, конфликт властей и Мастера был неизбежен, но важна была борьба за правду. М. А. Булгаков красной нитью через весь роман проводит мысль о том, что все же наступит время высшей справедливости, когда каждому по его вере воздастся.

Другим примером является роман Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”. Произведение создавалось в послевоенные годы. На его страницах запечатлена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с разворотом исторических событий.

Основной вопрос, вокруг которого вращается жизнь героев, – отношение к революции.

История доктора Живаго и его близких – это история людей, чья жизнь сначала выбита из колеи, а затем разрушена стихией революции. Казалось бы, все прекрасно: семья, любимая работа, – но война не проходит мимо дома Живаго. Лишения и разруха октябрьских лет гонят семьи Живаго и Громеко из обжитого московского дома через всю европейскую Россию на Урал искать убежище. Самого Юрия захватывают красные партизаны, и, навсегда разлученный ими с женой и детьми, он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе.

Юрий Живаго, познав всю жестокость войны, сравнивает жизнь прошлую и жизнь настоящую: “Таким новым была война, ее кровь и ужасы, ее бездонность и одиночие… Таким новым была революция их войны родившаяся, кровавая, ни с чем не считающаяся, солдатская революция, направляемая знатоками этой стихии, большевиками”. Герой в это период особенно отчетливо осознает свое место в мире.

Взгляд Бориса Пастернака на этот же вопрос выражен в словах самого доктора Живаго: “Человек рождается жить, а не готовиться к жизни”. Становится понятным, что нормальная жизнь “в истекающем кровью мире” невозможна. Примечательно, что главный герой не примыкает ник белым, ни к красным – он просто мечтает о мире, спокойствии и счастье.

Таким образом, для писателя было важно изобразить не столько саму жизнь героя, сколько выразить его отношение к революции. Опыт Живаго передает отношение опыт самого Пастернака, его отношения с созданной Октябрем действительностью.

На примере рассмотренных произведений известных писателей становится ясным, что герои жили во время насилия, жестокости, недоверия и непонимания, что ценность человеческой жизни измерялась не нравственными категориями. Отсюда судьбы булгаковских и пастернаковских героев по-своему трагичны. Заслуга же писателей, создавших данные произведения, состоит в том, что они смело выразили свою гражданскую позицию к истории и создали уникальных героев, воспринявших их взгляды на действительность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Человек и мир, человек и история как центральные темы русской литературы