История создания романа “История одного города”

Трудные для России шестидесятые годы прошлого века оказались наиболее плодотворными и важными для М. Е. Салтыкова-Щедрина. В течение десяти лет (с 1858 по 1868 год), исключая два с половиной года (1862-1864), Салтыков служил вице-губернатором в Твери и Рязани, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Государственная служба не помешала писателю увидеть правду и служить ей все годы.

Салтыков был человеком справедливым, честным, неподкупным, требовательным, принципиальным, боролся со злоупотреблениями чиновников и помещиков, и поэтому отношения

с “высшим обществом” у него не сложились. К тому же горький “опыт” вятской ссылки, во время которой молодой Салтыков боролся со взяточничеством, злоупотреблениями власти, стал школой жизни.

“Провинциальная жизнь – великая школа, но школа грязная”,- сообщал писатель брату в декабре 1852 года. Именно в северном городе Салтыков защищал крестьян, а после, характеризуя суть государственной системы самодержавия, утверждал, что “в провинции существует не действие, а произвол полицейской власти, совершенно убежденной, что не она существует для народа, а народ для нее”.

“Губернские

очерки” открыли счет сатирическим произведениям Салтыкова-Щедрина, подготовили появление сатирического романа-обозрения “История одного города”.

В 1868 году Салтыков оставляет государственную службу, разочаровавшись в ее назначении и поняв свою неспособность что-либо изменить в жизни народа. Накопленные впечатления нашли отражение в ярком, необычном и смелом произведении, резко отличающемся от ряда созданных в эти годы творений русских писателей, да и самого Салтыкова-Щедрина.

Образ города Глупова как воплощения самодержавно-помещичьего строя возник у писателя еще в очерках начала 60-х годов, когда освободительная борьба русского народа переживала подъем. “Наши глуповские дела”, “Глупов и глуповцы”, “Глуповское распутство”, “Клевета” и другие очерки показывали неизбежное падение Глупова и победу городов Буянова и Умнова, которым принадлежало будущее.

На время оставив работу над циклом “Помпадуры и помпадурши, Салтыков загорелся идеей создания романа “История одного города”, тематически родственного “Помпадурам и помпадуршам”.

В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами “Опись градоначальникам” и “Органчик” в журнале “Отечественные записки” (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил&;amp;”;, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”). Кроме этого, наметилось произведение “Господа ташкентцы”, нужно было довести до логического конца “Признаки времени” и “Письма о провинции”. Не оставляет Салтыков работу в журнале: появляется серия публицистических и литературно-критических статей и рецензий.

Вернувшись к работе над романом, уже в № 1-4, 9 (“Отечественные записки”) 1870 года он публикует продолжение “Истории одного города”. В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием “История одного города. По подлинным документам издал М, Е. Салтыков (Щедрин)”.

“История одного города” вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова ответить на статью известного публициста А. Суворина. Автор критической статьи “Историческая сатира”, появившейся в апрельском номере журнала “Вестник Европы” за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения. И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена “сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия”. ….

М. Е. Салтыков-Щедрин знал, что “писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего”.

Тем не менее прежний интерес читающей публики к творчеству Салтыкова после публикации романа несколько угас (писатель сам осознавал это). Но это произведение нашло своих читателей: спустя полвека М. Горький говорил: “Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

История создания романа “История одного города”