Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания

Цели: совершенствовать умение писать сжатое изложение; углублять творческое начало в работе над изложением с творческим заданием; проверить уровень сфор-мированности коммуникативных и нормативных речевых умений и навыков. оборудование: текст изложения, раздаточный материал. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока
I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний
1.

Интерактивный метод «мозговой штурм» С помощью стрелок установите: что помогает и что мешает расцвету таланта, развитию способностей

(карточки с таблицей разложены перед каждым учащимся). Что? помогает, мешает Чему? Трудолюбие Настойчивость расцвет таланта Сила воли помогает развитие способностей Терпение проявление таланта Усидчивость развитие ума Поверхностность знаний мешает развитие умственных Отсутствие навыков работы способностей Лень 2. «Экспресс-интервью» Один из известных академиков сказал: «В каждом классе есть ученики, которые учатся ниже своих способностей… Они довольствуются оценками среднего и достаточного уровней вместо высокого, т. е.

Являются относительно неуспевающими. Общество теряет слишком много,

чтобы не обращать на это внимания». Согласитесь или опровергните это мнение.

III. Мотивация учебной деятельности Легко ли учиться?

Вопрос этот не праздный. Еще великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Учиться трудно, ибо учение — умственный труд, а он едва ли не самый тяжелый труд для человека. мечтать легко и приятно, но думать трудно». Учение — великий труд.

Овладевание знаниями, которые до нас накопило человечество, не может быть легким.

Учась в школе, приобретая знания, мы учимся и жизни. Каждый, кто овладевает знаниями, должен проявить упорство, волю, самодисциплину и мужество. мужество, чтобы не согнуться при неудачах, преодолеть их, правильно оценить свои силы. Поэтому для написания изложения с творческим заданием вам предлагается фрагмент статьи С. Соловейчика «Учение с увлечением».

IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

Чтение текста изложения учителем Учение С Увлечением На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением. Учение с мучением — это дело известное.

Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец, откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно, сегодня кое-как выучишь урок.

А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение? Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением?

Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее так и эдак, прикидывать — может, и получится? Не-ет, не выходит. а если попробовать по-другому?

Ура, просвет!

Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: «Что Случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?

» Просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!

И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением — счастливая жизнь. Таков закон.

(С. Соловейчик) 2.

Комментарий учителя По стилю речи отрывок относится к художественной публицистике. По типу речи — это рассуждение-объяснение, в котором раскрываются и оцениваются два понятия: учение с мучением и учение с увлечением. Понятия раскрываются через описание состояние человека и его оценку этого состояния, поэтому в средней, объясняющей части рассуждения можно выделить фрагменты текста, имеющие значение оценки и описания состояния человека.

Состояние дается в динамике, описывается как процесс — отсюда в нем элементы повествования (Бродишь, бродишь… Наконец откроешь…). Рассуждение строится по схеме: тезис — сначала в форме общего утверждения (Есть два вида занятий… ), которое затем конкретизируется в виде двух оценочных положений (1.

Учение с мучением — дело известное и 2. Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье..?). Второе положение формулируется в виде цепи риторических вопросов (вопросов-утверждений). В конце дается вывод (Учение с увлечением — счастливая жизнь.

Таков закон.). Текст имеет очень простую и ясную композицию: он состоит из двух контрастных частей — «учение с мучением» и «учение с увлечением».

Составлять план в подобных случаях не обязательно: большую информацию о строении текста содержит типологическая схема. Схема строения текста Общее утверждение 1-й тезис y Описание состояния человека (с элементами повествования) y Оценка состояния Рассуждение 2-й тезис y Оценка состояния y Описание состояния человека (с элементами повествования) Вывод — оценка действительности 3. повторное чтение текста учителем 4. написание учащимися изложения С выполнением творческого задания (черновые варианты) Творческое задание.

Дайте свободный пересказ этого текста, но при этом сохраните его строение и стиль речи. Опираясь на собственный опыт учения, расскажите, какой из школьных предметов вы любите, легко усваиваете, и что вам не дается и доставляет массу хлопот и неприятностей (можно воспользоваться и примерами, выходящими за рамки обязательных школьных занятий). Главное — опишите свое состояние, покажите, как вам мучительно учиться по принуждению, без интереса и какое это счастье — заниматься любимым делом.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока Заключительное слово учителя Мы живем в век научно-технической революции, в век, когда темп развития общества, его прогресс зависят от знаний.

Знания нужны сейчас всем. Не имея их человек не может познавать природу, овладевать ее богатствами, управлять современной техникой. Сейчас все учатся.

Учатся не только в школе, в лицеях, университетах, но и на курсах повышения квалификации. Наше время такое, что во всех областях деятельности надо непрерывно повышать свои знания, чтобы идти в ногу со временем. VI.

Домашнее задание
Отредактировав и дополнив текст изложения, запишите его в тетрадь.


Изложение текста на морально-этическую тему с выполнением творческого задания