Уроки (развитие связной речи) Статья в газету на морально-этическую тему

Цель уроков: формировать умение писать статью в газету. Материал для словарно-семантической работы: облагораживать, хранить человеческое достоинство. Основное содержание уроков. I. Ознакомление с особенностями статьи в газету как вида письменного высказывания.

Отметить, что газетная статья – это рассуждение проблемного характера, с помощью которого автор стремится привлечь внимание читателя к какой-то важной, злободневной проблеме, убедить его в чем-то. Как правило, в статье используются факты и явления действительности, изучение которых позволяет автору выделить стоящую за ними проблему, поставить ее в своей статье и предложить собственное решение.

Значение и сила статьи состоят в обобщениях и выводах, которые делаются на основе анализа фактов. II. Анализ образцов газетных статей на морально-этическую тему (используются публикации молодежных изданий).

Беседу можно провести по таким вопросам: 1. Какую проблему поставил автор в своей статье?

Считаете ли вы ее интересной и актуальной? 2. Согласны ли вы с тем решением проблемы, которое предложил автор? Достаточно ли убедительны его доказательства?

3. Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы? 4. Как содержание и композиция статьи подчинены раскрытию основной ее мысли? 5. Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в содержании статьи и в речи автора? III.

Составление текста статьи “Легко ли иметь свой голос?”. Учащимся предлагается составить связное высказывание, ответив на присланное в редакцию газеты письмо старшеклассницы Лены М.: “Раньше я жила как все, было много друзей, со всеми и во всем соглашалась. Даже если не верила, делала вид, что верю.

Но постепенно начала понимать. что так дальше жить нельзя. Нужно иметь свой голос. И я начала, говорить, высказывать свое мнение, свою личную правду. Многим это не понравилось, и на сегодняшний день я осталась одна.

Сначала друзья мне говорили: “Живи как все, зачем хочешь показать, что ты – не мы?”. Но я не согласилась с ними. И осталась без друзей и подруг.

Почему? Я не права?” IV. Коллективный анализ двух-трех статей, составленных учащимися. Домашнее задание: написать статью на морально-этическую тему, используя материал молодежных изданий; предложить свое решение проблемы, обсуждаемой на страницах газеты или журнала.

Урок 30. Орфограммы в окончаниях глаголов. Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания окончаний глаголов: совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: замшелый, брезжиться.

Основное содержание урока. I. Систематизация и обобщение правил правописания окончаний глаголов по пособию В. Ф. Грекова и др. (45) или М. Т. Баранова и др. (с. 224-226, 230).

II. Совершенствование орфографических умений и навыков. 1. Выборочный диктант.

Выписать глаголы с орфограммами в окончаниях, объяснить написание. Счастье всегда связано с радостью и благополучием окружающих, и если спросят меня, может ли один человек быть счастлив, когда остальные страдают, я отвечу: “Нет!” Счастье как будто нарочно убегает от каждого, кто слишком старается заполучить его, и само приходит к тому, чья цель высока и прекрасна, кто совсем не думает о счастье для себя лично. Ведь оно не существует само по себе, отдельно от цели, к которой идешь.

Значит, и стремиться надо не к счастью, а к достойной цели. Тогда и узнаешь, какое оно – счастье. (По Н. Погодину). 2. Предупредительный диктант (объяснить контрольные орфограммы). 1. Радует(?)ся жизн.. тот, кто зна..т и люб..т свое дело, смело дума..т о завтрашн..м дне, (не)боит(?)ся трудностей, чу(?)ству..т себя нужным человеком среди других людей и отдает им все свои силы.

2. Человек долж..н трудит(?)ся, работать в пот.. лица, кто(бы) он (н..)был, и в этом одном заключает(?)ся смысл и цель его жизн.., его счастье, его восторги. 3. Если вы удачно выберите труд и влож..те в него всю свою душу, то счастье само вас отыщ..т. 4. Буд..ш(?) искать – найдеш(?), захоч..ш(?) – добьеш(?)ся. 5. Около чего постара..ш(?)ся, тому и пораду…ш(?)ся.

6. Береш(?)ся делать дело – делай, но непременно до конца. 3. Самостоятельная работа. А).

Выполнить упр. 238 (1), 242 из пособия В. Ф. Грекова и др. Б). Списать, расставляя пропущенные знаки препинания.

Глаголы, данные в скобках, поставить в форме 2-го лица единственного числа. Обозначить повторяемые орфограммы. Иной раз (сбиться) в лесу с нахоже(н, нн)ой тропы. (Брести) час (брести) два (брести) целый день.

Кругом дремуч..и ельник замшел..и от седого лишайника вековые буреломы да (не)пролазные топи затянутые коварный осокой-резуньей. Солнце не может пробит(?)ся сквозь толщу хвои и внизу темно как в сумерках. (На)сквозь промокший ты (на)силу (переставлять) вязнущие в водянист..м мху ноги и кажет(?)ся еще (не)много – (упасть) и (не встать). И вдруг ра..ступит(?)ся душный мрак ослепительным сполохом сверкнет (в)переди.

Это – березовая роща и тебя словно подхватили крылья понесли (на)встречу белым залитым солнцем деревьям. Ты с благодарностью (обнимать) первую березку (прижиматься) к ней г..рячей щекой. (По Ф. Абрамову). В).

Упражнение с творческим заданием. Записать предложения, заменив глаголы прошедшего времени глаголами настоящего времени; обозначить условия выбора правильного написания окончаний глаголов. Береза, вся золотая, красиво рисовалась на бледно-голубом небе.

Низкое солнце уж не грело, но блестело ярче летнего. Небольшая осиновая роща вся сверкала насквозь. Изморозь еще белела на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелил и гнал упавшие листья.

Г). Упражнение на употребление фор
м глаголов с повторяемыми орфограммами в речи. Составить связное высказывание о какой-либо интересной истории, представив себе, что вы рассказываете о происшедшем с вами: 1) своим друзьям, 2) младшему брату или сестре, 3) родителям, 4) редакции газеты. В записанном тексте обозначить контрольные орфограммы.

Домашнее задание: повторить правила правописания окончаний глаголов по пособию В. Ф. Грекова и др. (45) или М. Т. Баранова и др. (с. 224-226, 230), выполнить упр. 234 из пособия В. Ф. Грекова и др.

Урок 31 (развитие связной речи). Анализ творческих работ – статей в газету на морально-этическую тему. Урок 32. Орфограммы в окончаниях глаголов (продолжение).

Цель урока: совершенствовать орфографические умения и навыки. Материал для словарно-семантической работы: убеждение, предназначение, непрестанный, сокровищница, обыватель. Основное содержание урока. I. Повторение правил правописания окончаний глагола (в ходе проверки домашнею задания).

II. (Совершенствование орфографических умений и навыков. 1. Комментированное письмо (объясняются повторяемые орфограммы и расставляются пропущенные знаки препинания). Быть светлым луч..м для других самому излучать свет вот высш..е счастье для человека какого он только мож,.т достигнуть. Тогда человек (не) боит(?)ся н.. страданий н.. боли н.. горя н.. нужды.

Тогда человек перестан..т боят(?)ся смерт.. хотя только тогда он науч..т(?)ся (по)настоящему любить жизнь. Лишь тогда человек пойдет по земл.. с открытыми глазами и все увид..т услыш..т и поймет тогда только он выйд..т на свет из своей у(з, с)кой скорлупы и ощут..т радости и страдания всего человечества и только тогда буд..т действительно человеком. (Я. Свердлов). 2. Объяснительный диктант.

Многое разв..ва..т человека, дела..т его духовно б..гатым, но многое завис..т и от самого человека. “Готовых уб..ждений нельзя н.. выпросить у добрых знакомых, н.. купить в книжн..и лавке,- говорил Д. И. Писарев. – Их надо вырабатывать процессом собственн..го мышления”. И в первую очередь человек долж..н подумать о своем пр..дназначении в этом мире, о цел.. своей жизн.. Если ты найдеш(?) верные ответы на эти вопросы, если не постав..ш(?) личное на первое место, твое самовоспитание, твое духовн..е об..гащение буд..т осуществлят(?)ся значительно быстрее. (По И. Дубровицкому).

3. Самостоятельная работа. А). Выполнить упр.

244, 246 из пособия В. Ф. Грекова и др. Б). Списать, вставляя пропущенные знаки препинания; обозначить орфограммы в окончаниях глаголов. 1. Старайся исполнить свой долг и ты тотчас узна..ш(?) чего ты сто..ш(?).

2. Н..чего не дела..т(?)ся само собой без усилий и вол.. без жертв и труда. 3. Все что дает(?)ся легко без труда пр..дставля..т собой весьма сомнительные ценности. 4. Кто не стремится тот и не достига..т; кто не дерза..т тот и не получа..т. 5. Чем больше человек дает людям и меньше требу..т себе тем он лучше.

6. Только тогда стан..ш(?) человеком когда науч..ш(?)ся видеть человека в другом. 7. Тот кто поймет что смысл человеческой жизни заключа..т(?)ся в беспокойств.. и тревог.. уже перестан..т быть обывателем. В).

Диктант с продолжением (придумать заглавие к диктанту и продолжить его, используя по возможности глаголы с повторяемыми орфограммами). Иметь свой духовный мир – большой, своеобразный – это прекрасно, И когда в него входят Пушкин и Чехов, Бетховен и Чайковский – тем более. А еще лучше, если ты делишься богатством своего мира с друзьями и берешь в сокровищницу своей души что-то ценное у них. Жить для других-это значит…

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе (повторить правила правописания слов с орфограммами в приставках, корне и окончании слова), выполнить упр. 282 из пособия В. Ф. Грекова и др.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Уроки (развитие связной речи) Статья в газету на морально-этическую тему