Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле



Цели : формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. Оборудование: высказывания Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.

Тип урока : урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока
I. организационный этап II. Актуализация опорных знаний
Беседа – Что такое духовная культура? – Как связаны между собой понятия “духовность” и “счастье”?

– В каком стиле речи вы будете писать сочинения на морально-этическую тему? – Какой тип речи вы выберете? III.

Мотивация учебной деятельности Учитель.

Мы часто говорим: “от всей души”, или “мне это нужно для души”, или “сделано с душой”.

Все, что обогащает наш внутренний мир, и есть духовная культура. Чем больше одухотворен мир, окружающий человека, тем он счастливее, тем ему интереснее жить. Жизнь приобретает для него содержательность. А в холодном, формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству духовной культуры нет.

Это и есть бездуховность – жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические

идеалы. Духовная культура принадлежит прошлому, живет в настоящем, она в нас самих, она создается и продолжается.

Умейте заметить ее, воспринять, поддержать. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1.

Беседа – Перед вами высказывания, призывающие к раздумью, к рассуждению. В них содержатся ответы на два вопроса: “Что такое духовная культура?” и “Что такое счастье?” (Учащиеся знакомятся с высказываниями Д. Лихачева, Л. Кассиля, А. Суркова.) Любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык, весь земной шар необходимо, совершенно необходимо для нравственности человека. Человек – это степное растение перекати-поле, которое осенний ветер гонит по степи.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими чем-то поступиться ради любимого дела и любимых людей.(Д. Лихачев)

Много я слышал всяких споров о счастье. Вот, говорили некоторые, счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящего счастья, например, верной дружбы, за деньги не купить.

По-нашему, счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, а для всех. Ведь счастье – это не только иметь, брать, получать. Разве ты, например, не радуешься, когда можешь что-нибудь подарить отцу с матерью, товарищу, как-то помочь им?

Значит, только тот счастлив по-настоящему, кто может сказать людям: “Мое счастье – частичка нашего большого общего счастья! ” (По Л. Кассилю) Право на личное счастье – святое право каждого человека. Но надо чаще спрашивать себя: что я, лично я, сделал для того, чтобы люди были счастливы, чтобы недостатков в жизни стало меньше? Что я сделал для своих товарищей, для всего общества?

Стало ли кому-то легче от того, что на свете есть я? (А. Сурков) Задумайтесь и вы над этими вопросами. Подумайте, в частности, и над такими вопросами: как связаны между собой эти понятия – духовность и счастье? Как приходит к людям настоящее счастье?

Как происходит духовное обогащение человека? Какие проявления духовной культуры, гражданственности вы видите в окружающей жизни?

Присмотритесь внимательно к тому, что вас окружает, и напишите сочинение-рассуждение (как ответ на один из двух вопросов), используя данные выше высказывания, собственные наблюдения, факты из жизни, материалы из прочитанных книг. Выразите свою личную позицию. Подумайте о речевом оформлении вашего сочинения.

Проанализируйте два первых высказывания. В какой речевой ситуации, по-вашему, они могут прозвучать? Каков стиль этих высказываний (публицистический, разговорный)?

Какой тип речи вы изберете для своего сочинения? Каким стилем воспользуетесь?

Подумайте о тезисе и об его аргументировании. Какие языковые средства, воздействующие на читателя, помогут вам выразить свое отношение к проблеме? Помните, что побудительные, вопросительные предложения помогут вам усилить выразительность текста, приблизят к читателю (см. например, последний абзац у Д. Лихачева), а вводные слова помогут выстроить аргументы, присоединить вывод (см. второе высказывание Л. Кассиля).

Подумайте над эпиграфом вашего сочинения.

В нем должна быть подчеркнута основная мысль работы. Может быть, им будет одно из высказываний сегодняшнего урока.

2. Коллективная работа над определением темы сочинения и возможными вариантами плана 3. составление по избранному плану устного сочинения на морально-этическую тему в форме выступления на диспуте 4. слушание творческих работ (2-3 учащихся)

V. Домашнее задание Написать сочинение (в форме статьи в газету), в основе которого было бы рассуждение дискуссионного характера.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему в публицистическом стиле