Историческая проза Ю. Трифонова

<

p>Долгое время Юрий Трифонов верил в идеалы революции, видя в них благородное проявление человеческого духа, стремящегося к высшей справедливости. В то же время автора не могла не волновать проблема соотношения великодушной цели служения историческому прогрессу и средств такого служения, поднятая еще в XIX веке Ф. М. Достоевским в романе «Бесы». Так, он впервые зазвучала в «Отблеске костра».

В книге «Нетерпение», посвященной народовольцам, Трифонов увидел трагедию Желябова и Перовской в противоречии их возвышенно-чистых

замыслов и отрешенной от человеческих чувств жестокости, направленной на переделывание истории. И если в другом произведении автора, повести «Обмен», образ деда-народовольца воплощает революционный идеал, противопоставленный современной убогости жизни, то уже в «Доме на набережной» и особенно в «Старике» писатель все больше склоняется к ценностям общечеловеческого характера. Как считает Трифонов, жизнь оказывается богаче, нежели чем все общие события, политические и этические кодексы, поскольку она интегрирует все человеческие судьбы.
Все вышесказанное отразилось в позднем творчестве Юрия Трифонова, чьи принципы заложены в словах самого автора: «Феномен жизни и феномен времени».


Историческая проза Ю. Трифонова