Сочинение по повести Юрия Трифонова “Обмен”

Юрий Трифонов – сын профессионального революционера. В 1937 году отца арестовали. А сын закончил университет. Его первый роман “Студенты” получил Сталинскую премию.

Это был традиционный для своего времени роман о веселой, насыщенной и интересной жизни.

Затем Трифонов ломает свою стезю, уезжает на строительство Кайраккумского канала и героями его романов становятся необыкновенные люди и в то же время совершенно обычные: работающие, получающие заработную плату, скандалящие друг с другом… Повесть “Обмен” наиболее яркая

из “московского цикла”. Содержание ее довольно простое. Виктор Дмитриев, его жена Лена, их дочь живут отдельно от его матери.

Свекровь считает Леночку мещанкой.

Вечный конфликт: мама недовольна выбором сына. Но конфликт произведения в ином. Мать тяжело больна, и Леночка требует от мужа, чтобы он упросил мать съехаться.

Нужно меняться, чтобы не пропала квартира. Но как это сказать матери? Виктор приходит к выводу, что жизнь “мерзопакостная”.

Его душевные муки настолько сильны, что сердце не выдерживает, он сам попадает в больницу. После болезни “он как-то сразу сдал, посерел. Еще не старик,

но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька… “. Дед Дмитриева говорил, что жизнь стала хуже, так как люди утеряли великие идеалы. Люди, живущие сиюминутными проблемами, предающие себя и близких, теряют гораздо больше, чем приобретают материальных ценностей.

Они как бы меняют сокровища своей души на медяки.

И этот процесс душевного распада необратим. Обмен произошел. Дмитриевы увеличили свою жилплощадь.

Но и еще один “обмен” происходит в их жизни. Они никогда уже не смогут забыть того зла, которое причиняли Ксении Федоровне на протяжении всех лет их семейной жизни.

И последние дни ее не были спокойными, она, конечно же, догадалась о причинах столь спешного обмена квартир. Не потому ли Виктору так тяжело, и он состарился прежде времени? Трифонов прекрасно передает душевные муки героев.

Они правы, тысячу раз правы, но почему так невыносимо смотреть в глаза друг другу? Не виноваты Виктор и Леночка в смерти Ксении Федоровны. Здесь более тонкие материи и планы.

Сейчас повесть имеет несколько другой оттенок. Только ли эти люди виноваты в своей черствости, не государство ли повинно в той ситуации? Чем многозначнее произведение, тем оно интереснее.

По ходу повести дед, старый революционер, говорит Виктору “Ты человек не скверный. Но и не удивительный” В Дмитриеве нет никакой высокой идеи, одухотворяющей его жизнь, нет увлеченности каким-либо делом.

Нет, что оказывается в данном случае очень важным, и силы воли Дмитриев не может противостоять напору жены Лены, стремящейся к получению жизненных благ любой ценой. Временами он протестует, устраивает скандалы, но только для очистки совести, потому что почти всегда в конечном счете капитулирует и делает так, как хочет Лена. Жена Дмитриева давно уже собственное преуспеяние ставит во главу угла.

И знает, что муж будет послушным орудием в достижении ее целей: “…Она заговорила так, будто все предрешено и будто ему, Дмитриеву, тоже ясно, что все предрешено, и они понимают друг друга без слов”. По поводу таких, как Лена, Трифонов сказал в интервью с критиком А. Бочаровым: “Эгоизм – то в человечестве, что победить труднее всего”. И в то же время писатель далеко не уверен, возможно ли в принципе полностью победить человеческий эгоизм, не разумнее ли постараться ввести его в какие-то нравственные пределы, поставить ему определенные границы.

Например, такие: стремления каждого человека к удовлетворению собственных потребностей законно и справедливо до тех пор, пока оно не наносит вреда другим людям.

Ведь эгоизм является одним из мощнейших факторов развития человека и общества, и не считаться с этим нельзя. Вспомним, что о “разумном эгоизме” с сочувствием и чуть ли не как об идеале поведения писал еще Николай Гаврилович Чернышевский в романе “Что делать?”. Беда, однако, в том, что очень трудно в реальной жизни найти ту грань, что отделяет “разумный эгоизм” от “неразумного”. Трифонов подчеркивал в упомянутом интервью: “Эгоизм исчезает гам, где возникает идея”.

Такой идеи нет у Дмитриева и Лены, поэтому эгоизм становится для них единственной моральной ценностью.

Но нет этой идеи и утех, кто им противостоит, – у Ксении Федоровны, сестры Виктора Лоры, двоюродной сестры главного героя Марины… И не случайно в беседе с другим критиком, Л. Аннинским, писатель возражал ему: “Вы сделали вид, что я Дмитриевых (имеются в виду все представители этого семейства, кроме Виктора Георгиевича. – Б. С.) боготворю, а я над ними иронизирую”.

Дмитриевы, в отличие от семейства Лены, Лукьяновых, к жизни не очень приспособлены, не умеют извлекать для себя выгоду ни на работе, ни в быту. Они не умеют и не хотят жить за счет других.

Однако мать Дмитриева и его родные – отнюдь не идеальные люди. Им свойствен один очень беспокоивший Трифонова порок – нетерпимость (не случайно именно так писатель назвал свой роман о народовольце Желябове – “Нетерпимость”). Ксения Федоровна называет Лену мещанкой, та ее – ханжой.

Мать Дмитриева на самом деле вряд ли справедливо считать ханжой, но неспособность принять и понять людей с иными поведенческими установками делает ее трудной в общении, а подобный тип людей в долгосрочной перспективе – нежизнеспособен.

Дед Дмитриев еще был воодушевлен революционной идеей. Для последующих поколений она сильно потускнела из-за сопоставления с очень далекой от идеала послереволюционной действительностью. И Трифонов понимает, что в конце 60-х, когда писался “Обмен”, эта идея уже мертва, а никакой новой у Дмитриевых нет.

В этом – трагизм положения. С одной стороны – приобретатели Лукьяновы, которые умеют неплохо работать (что Лену на работе ценят, в повести подчеркивается), умеют обустраивать быт, но ни о чем, кроме этого, не думают. С другой стороны, Дмитриевы, сохраняющие еще инерцию интеллигентской порядочности, но со временем все более ее, не подкрепленную идеей, утрачивающие. Тот же Виктор Георгиевич уже “олукьянился”, – вероятно, в новом поколении этот процесс ускорится Надежда только на то, что у главного героя пробудится совесть.

Все-таки смерть матери вызвала у него какое-то нравственное потрясение, с чем было связано, по всей видимости, и физическое недомогание Дмитриева.

Однако шансов на его нравственное возрождение немного. Червь потребительства уже глубоко источил его душу, а слабоволие мешает предпринять решительные шаги к коренным переменам в жизни. И недаром в последних строках повести автор сообщает, что узнал всю историю от самого Виктора Георгиевича, который теперь выглядит больным, раздавленным жизнью человеком. Обмен нравственных ценностей на материальные, свершившийся в его душе, привел к печальному результату.

Обратный обмен для Дмитриева вряд ли возможен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по повести Юрия Трифонова “Обмен”