Хронология творчества Юрия Трифонова

Трифонов родился в семье известного партийного и военного деятеля времен СССР Валентина Андреевича Трифонова. С 1932 г. семья Трифонова проживала в знаменитом Доме Правительства, которое со временем писатель опишет в своей известной повести “Дом на набережной”. Со второй половины 30-х гг. семья Трифонова попала под шквал сталинских репрессий.

В 1937 г. был арестован и расстрелян дядя Трифонова, герой гражданской войны (писатель, известный под псевдонимом Е. Бражнев), а в следующем году – отец писателя. Была репрессирована также и мать

Трифонова. Вместе с бабушкой Трифонова выселили из квартиры. Трагедия семьи драматически обозначилась на духовном формировании Трифонова.

С началом войны Трифонова эвакуировали в Ташкент, где он начал сочинять и писать небольшие рассказы. По возвращении в Москву с 1943 г. работал на военном авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором “многотиражки”. С 1944 г. учился на заочном отделении Литературного института.

Со временем перевелся на стационар, посещал творческие семинары, которыми руководили Г. Паустовский и К. Федин. В 1949 г. Трифонов окончил институт и тогда же состоялся его литературный

дебют.

В первом романе Трифонова “Студенты” (“Студенты”, 1949-1950; Государственная премия, 1951) речь идет о жизни институтской молодежи первых послевоенных лет. Сюжетную основу произведения составляет конфликт между двумя студентами Московского педагогического института, бывшими фронтовиками, друзьями детства Вадимом Беловым и Сергеем Палосвиным. Вадим настойчиво приобретает знания, он – активный комсомолец, принципиальный, требовательный к себе и другим; Сергей – человек одаренный, но честолюбивый и эгоистичный.

Опубликованный в ведущем тогда литературном журнале “Новый мир”, роман получил большую популярность и сделал Т. знаменитым.

Несмотря на удачный дебют, на протяжении 50-х гг. Трифонов почти ничего не написал, за исключением цикла небольших рассказов: “Бакко”, “Очки”, “Одиночество Клыча Дурды” и т. п. Время хрущевской “оттепели” заставило писателя по-иному взглянуть на человека своего поколения. Рассказы, написанные Трифоновим на рубеже 50- 60-х гг и те, что вошли в сборники “Под солнцем” (1959), “В конце сезона” (1961), – это обращение к “вечным” темам: любовь, жизнь, смерть – тем, лишенных идеологических акцентов.

К активному литературному творчеству Трифонов возвратился в 60-х гг., когда друг за другом вышли из печати роман “Утоление жажды” (1963) и документальная повесть “Отблеск костра” (1965). Действие романа “Утоление жажды” происходит в конце 50-х гг. на строительстве Каракумского канала в Туркменистане. Рассказ ведется от лица молодого журналиста Коришева, который приехал на строение.

Канал в произведении – это не только новое строительство, а и новая жизнь, которая приходит в пустыню. Трудовой подвиг, энтузиазм рабочих сталкиваются здесь с равнодушием и эгоизмом. В дискуссии, которую ведут начальник строительства Ермасов и инженер Карабаш с авторами утвержденного проекта, средоточие конфликта представляют не столько технические решения, сколько разное – творческое и догматическое – отношение к жизни.

От типичных для того времени произведений на “производственную” тематику роман Трифонова отличался, по мнению более поздних критиков, тем, что в нем четче и глубже очерчивалась проблема поиска настоящей правды о времени и истории.

Заинтересованность проблемами “настоящей” истории проявилась и в повести “Отблеск костра”. Писатель обращается к биографии своего отца, известного советского военачальника В. Трифонова, и создает документальный рассказ о малоизвестных страницах революции и гражданской войны. Рассказывая о кровавых событиях братоубийственной войны, писатель старается осознать скрытые движители исторических событий, воссоздать трагический образ времени, безжалостного к отдельной и неповторимой человеческой жизни.

Историческую тематику Трифонов продолжил в романе “Нетерпение”(1973), который посвящен народовольцам и, в частности, русскому революционеру, члену Исполнительного комитета “Народной воли” Андрею Желябову, который был казнен за участие в подготовке покушения на императора Александра II в марте 1881 г. В этом произведении Трифонова интересовали истоки революционной идеи, пути ее воплощения в жизнь. Роман насыщен публицистическими отступлениями, которые знакомят читателей с политической жизнью России 2-ой половины XIX ст., с известными деятелями того времени – Перовской, Михайловым и др., с многими документальными материалами.

Целый ряд произведений Трифонова на рубеже 60- 70-х гг. условно можно объединить в своеобразный цикл, который его исследователи называют “московским”. Первая повесть этого цикла “Обмен” появилась в 1969 г. В следующие года цикл был продолжен повестями “Предварительные итоги”(1970), “Долгое прощание”(1971), “Другая жизнь” (1975). Во всех этих произведениях, по словам О. Трифоновой и Е. Шкловского, речь идет о любви и семейных отношениях, якобы и целиком будничные, но вместе с тем чрезвычайно характерные и приметные.

Читатель узнавал в них не только собственную жизнь с ее общечеловеческой радостью и трагедиями, а и остро ощущал свое время и свое место в этом времени. В центре художественных поисков Трифонова постоянно находится проблема морального выбора, который человек вынужден делать даже в простейших жизненных ситуациях.

Главный герой повести “Обмен” – инженер Дмитриев. Смертельная болезнь матери Дмитриева приводит его жену к мысли о необходимости обмена с целью увеличения квартирной площади. Дмитриев разрывается между желанием жены и мысленным взором о том, какую душевную травму эти планы нанесут его матери.

Герой следующей повести “Предварительные итоги”, переводчик Геннадий Сергеевич, поражен той же болезнью, что и Дмитриев. Подытоживая свою жизнь, он заключает главную потерю своей жизни – потерю “атмосферы простой человечности”, т. е. любви, заботы и внимания близких ему людей. Отсутствие четкой моральной позиции, постоянная готовность уступить силе обстоятельств характеризует и актрису Лялю и ее мужа Реброва, героев повести “Долгое прощание”.

Тяжелая атмосфера брежневского застоя, в которой не может найти для себя достойного применения умный и талантливый человек – историк Сергей Троицкий, описана в повести “Другая жизнь”.

Повести “московского” цикла, как и активная гражданская позиция Трифонова на поддержку обвиненных в “идеологических недостатках” сотрудников журнала “Новый мир” (И. Виноградова, А. Кондратовича, В. Лакшина) вызвали недовольство творчеством писателя со стороны “официальных” критиков. Вместе с тем начиная с 70-х гг. творчество Трифонова становилась все более популярным на Западе, где его много переводили и охотно читали (в 1980 г. по предложению Г. Белля кандидатура Трифонова была даже выдвинута на соискание Нобелевской премии по литературе).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Хронология творчества Юрия Трифонова