Интересное повторение
“Конечно, – пишет В. Белкина, – просмотрев после урока тетради, стихотворных шедевров я не обнаружила. Да и времени для них было мало. Но сама идея оказалась очень эффективной в том плане, что заставила напрячься даже самых беспомощных бездельников: были варианты всего с одной-двумя строчками – Т Арханы…
Р Оман ” Герой нашего времени“… На 15 лет младше Пушкина…
Интересно было отметить, что путями шли самыми разными. Кто-то, например, просто открыл оглавление сборника стихотворений: ” Л Исток”, ” Е Врейская
Кто-то пытался создать связный текст.
Л Ермонтовская судьба складывалась драматически.
Е Го бабушка была властной, хотя внука любила.
Р Аннее детство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
М Ать умерла, когда сыну было всего три года.
О Н рос очень влюбчивым и самокритичным.
Н Аписав стихотворение, посвященное смерти Пушкина, обрел известность.
Т Ворческий путь был недолгим.
О Диночество – вот что мучило Лермонтова всю жизнь.
В
А на доске в ходе урока у нас получилось следующее.
Л Ирика – основная часть творческого наследия Лермонтова.
Е Лизавета Алексеевна Арсеньева – бабушка Лермонтова, его воспитавшая.
Р Омантизм – литературное направление, ярким представителем которого был Лермонтов.
М Ама Лермонтова умерла, когда ему было три года.
О Тец Лермонтова почти не встречался с сыном.
Н Еобыкновенные, глубокие, грустные глаза Лермонтова запомнились современникам.
Т Арханы – место, где рос Лермонтов и где он похоронен.
О Диночество – главный мотив творчества Лермонтова.
” В Ыхожу один я на дорогу…” – одно из лучших стихотворений Лермонтова.
Понятно, что этот усредненно-учебный вариант меркнет перед живой непосредственностью (пусть даже с пропусками или ошибками), но, независимо от того, что осталось в каждой тетрадке, задача урока – восстановить в памяти то, о чем шла речь три с лишним месяца назад, – была выполнена с легкостью”.
Интересно, что почти одновременно с письмом В. Белкиной мы получили материал на конкурс по произведениям А. И. Солженицына, где схожий прием был применен Татьяной Поповой из г. Вихоревка Иркутской области: “Рассказ на тему “жизнь и судьба” заменяю экспресс-формой, побуждающей ребят самостоятельно искать ключ к великой судьбе… в фамилии автора. Дома они формулируют фразы, отражающие главные события биографии, причем начинаться эти фразы должны с согласных букв, образующих фамилию. Таким образом, сколько согласных букв, столько ключевых моментов судьбы.
С 1942 по 1945 год воевал на фронтах Великой Отечественной.
Л Ишен свободы на 8 лет из-за обнаруженной в переписке критики Сталина.
Ж Изнь на волоске в возрасте 35 лет.
” Н Овый мир” в 1962 году опубликовал рассказ “Один день Ивана Денисовича”, сделавший автора знаменитым.
Ц Юрих – город, с которого в 1974 году началась эмиграция писателя, лишенного советского гражданства.
Н Обелевская премия, присужденная в 1970 году.
Прием не бесспорный, однако достаточно эффективный в плане развития мыслительных и творческих способностей, при этом процесс знакомства с биографией обретает личностную значимость. Варианты, предлагаемые учениками, могут различаться как по сути, так и по форме. Обсуждение станет хорошим началом разговора о различии человеческих мнений вообще и способов их выражения в частности”.