Тема: Повторение по теме “Морфемика и словообразование”

Цели
:

Обобщить и углубить полученные знания о словообразовании; обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость; выяснить, с какими разделами русского языка связано “Словообразование”.

“Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…” В. Песков. Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок русского языка. Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

Давайте

вспомним, как этот раздел называется. 2. Сообщение темы и целей урока.
3. Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку. Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк? 4. Слово учителя.
Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними. – Ребята, а что же такое морфема? Чтобы

вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

5. Кроссворд.
По горизонтали:
1.

Изменяемая часть слова. 5.

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. По вертикали:
2.

Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

6. Способы образования слов.
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов. – Какие вы знаете способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.
1)
1. приставочный 2. суффиксальный 3. приставочно-суффиксальный 4. сложение (основ или целых слов) 5. сложение сокращенных основ 6. переход одной части речи в другую летчик парашютистка электровоз приходить МГУ приморский сбербанк больной пододеяльник сотрудник кресло-кровать дежурный птицефабрика турпоход ОРТ 2) Морфемный и словообразовательный разбор.
приморский 7. Словообразование и орфография.
Словообразование тесно связано с орфографией.

И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе. 1) Корни с чередованием гласной.
– Какие корни с чередующимися гласными мы изучали? – Когда пишется корень – кос-, – кас-? – Когда пишется корень – гар-, – гор-? Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

Задание: Вставьте пропущенные буквы в корни с чередованием. Объясните выбор гласной графически. (Выписать только слова с чередованием в корне).
1. Софья накл…нялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.

2. Он знал эту отр…сль производства. 3. Ночь уже л…жилась на горы. 4. Все двери зап…рались на замок. 5. Река протекала в густых зар…слях.

6. Заг…рались и бл…стали стекла, оз…ренные пожаром. – Синтаксический разбор 1-го предложения. 2) Гласные в приставках пре – и при-.
– Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре – и при-. Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

СловаЕИ
Пр…образователь
Пр…школьный
Пр…успевать
Пр…лунение
Пр…красный
Пр…рвать
Пр…остановить
Пр…одолеть
Пр…выкать
Пр…поднять

Тест
1) В каком ряду пре-, при – входят в состав корня.
1) привилегия, престижный 2) неприметный, превращение 2) Отметьте правильный вариант, выберите приставки.
Кудесник, ты лживый безумный старик! Пр…зреть бы твое пр…дсказанье.

1) пре-, пред – 2) при-, прид – 3) Отметьте предожения, в которых есть слово с приставкой при-.
1) Бесшумно пр..чаливали разбойники к плывущему кораблю. 2) Непр…

Одолимо тянуло их богатство купцов. 3) Пр…шлось покинуть ему волжские берега. 8. Словообразование и культура речи.
1) Подготовленный ученик. 2) Сравним однокоренные слова с различными приставками и суффиксами.

Горд-ость горд-ын-я горяч-к-а горяч-н-ость об-судить за-судить о-своить у-своить Гордость – чувство собственного достоинства. Гордыня – непомерная гордость. горячка (разг.) – сильное возбуждение, азарт.

Горячность – вспыльчивость, несдержанность. Обсудить – кого-то, что-то. Засудить – человека. освоить – профессию. усвоить – материал.

Поэтому надо знать правила словообразования. Умение членить слово на морфемы, определять роль и значение морфем, помогут избежать многих ошибок, связанных с грамотностью и культурой речи.

Задание: составить словосочетания (по вариантам).
1-в надеть – ? нарезать – ? одеть – ? порезать – ? 9. Итоги урока.
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке? – основные способы словообразования. – морфемный и словообразовательный разбор.

– орфографические правила (пре-, при-, чередование корней). (Таблица). – проследили, как словообразование связано с другими разделами. – Какой можно сделать вывод? Вывод
: Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
6 класс
Учитель: Петрушина М. Н. МОУ Сосновская СОШ № 1 Тамбовская область


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема: Повторение по теме “Морфемика и словообразование”