Краткое содержание “Песчаной учительницы” Платонова

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, “родом из забросанного песками городка Астраханской губернии” была похожа на здорового юношу “с сильными мускулами и твердыми ногами”. Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал ее от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвез ее в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась ее женственность, сознание

и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось “на границе с мертвой среднеазиатской пустыней”. По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом – расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены “в молчаливую бедность и смиренное отчаяние”.

Усталый голодный крестьянин много раз лютовал, дико работал, но силы

пустыни его сломили, и он пал духом, ожидая либо чьей-то чудесной помощи, либо переселения на мокрые северные земли.

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города все необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно – то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. “Крестьяне заскорбели от нищеты”, у них кончался хлеб.

К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны “начала теряться и затухать” – она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны – слишком она далека от “местного крестьянского дела”.

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и “посоветовали самой преподавать песчаное дело”.

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян “устраивать каждый год добровольные общественные работы – месяц весной и месяц осенью”. Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством “песчаной учительницы” повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах – похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы еще лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие “мудрость жизни в песчаной степи”.

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники “по своему кочевому кольцу” и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Безветренная в этот час степь дымилась на горизонте: то скакали тысячи коней кочевников и топтались их стада.

Через трое суток ничего не осталось от трехлетнего труда крестьян – все истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал ее и ответил, что кочевники не злы, но “травы мало, людей и скота много”. Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников “в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас”.

Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там ее сказали, что Хошутово теперь обойдется без нее. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту – село, населенное кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, – чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты “культуре песков”, можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивленный заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, “но пустыня – будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание “Песчаной учительницы” Платонова