Идейно-тематическое содержание произведений Тютчева

Идейно-тематическое содержание. Тютчев – поэт-философ, а потому главное содержание его творчества – это раздумья о жиз­ни, человеке, мироздании. Философский взгляд поэта окрашивает все темы его лирики.

По своим основам философия Тютчева близка идеям Шеллинга, получившим широкое распространение в России через участников литературно-философского кружка “Общество любомудров”; (1823-1825), среди которых был и молодой поэт. Все­ленная воспринималась Шеллингом как живое и одухотворенное существо, которое развивается и растет, устремляясь

к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. “Мертвой природы нет”;, – утверждал Шеллинг, рассматривая все явления природы как органы Мировой Души. Это учение получило название натур­философия, полнее всего в русской поэзии его отразило творчество Тютчева. С этим связано своеобразие темы природы в его лирике.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык – утверждает поэт вслед за немецким философом. Природа жива, считает Тютчев, только люди не хотят видеть ее осмысленной само­стоятельной жизни:

Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах… Идея одушевленности природы – пантеизм – пронизывает всю пейзажную лирику Тютчева. Природа для него – одушевленное це­лое, а явления природы представляются “большой драмой, задуман­ной и поставленной по всем правилам искусства”;, как писал поэт.

В этом вселенском спектакле, как в мифе, действуют Солнце, День, Ночь, Океан, Земля, а разнообразные природные стихии превраща­ются в мифологические образы. Так известное стихотворение “Люб­лю грозу в начале мая…”; завершается неожиданным сравнением грозы с богиней юности Гебой из древнегреческой мифологии: Ты скажешь: ветреная Геба, Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, Смеясь, на землю пролила. Столь же мифологичны образы Зимы и Весны в стихотворениях “Зима недаром злится…”;, “Чародейкою зимою”;, “Весенние воды”; и других. Как древний идолопоклонник, поэт замирает перед вели­чием и красотой природы.

Она восхищает многообразием его кра­сок, звуков, запахов. “Как хорошо ты, о море ночное!”; – восклицает поэт. “Люблю грозу в начале мая…”; – признается он. Пристально вглядываясь в таинственный лик природы, поэт стре­мится уловить в нем малейшие изменения, запечатлеть быстротеку­щие мгновения. Вот почему так часто в его стихах изображаются пе­реходные, промежуточные моменты жизни природы. Осенний день напоминает ему о недавнем лете (“Есть в осени первоначальной…”;), а осенний вечер несет в себе предчувствие зимы (“Осенний вечер”;), он стремится запечатлеть первое пробуждение природы, когда весна еще только начинает заявлять о своих правах (“Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит…”;, “Весенние воды”;).

Даже грозу он рисует не летом, когда она бывает часто, а “в начале мая”;, когда впервые по­сле долгой зимы слышится “весенний первый гром”;. Природа у Тютчева изменчива, динамична, не знает покоя, она находится в постоянной борьбе противоборствующих сил: хаоса, стихии бунта и разрушения, и космоса, стихии примирения и гар­монии. Они воплощают извечную борьбу демонических и божест­венных сил, исход которой еще не решен: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных, Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них! (“Последний катаклизм”;) С этим соотносится и антитеза дня и ночи, характерная для лири­ки Тютчева. Ночь как “неразгаданная тайна”;, “пылающая бездна”;, воплощение хаоса одновременно пугает и влечет к себе человека: О! Страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!

Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой!.. (“О чем ты воешь, ветр ночной?..”;) Картины природы у Тютчева всегда являются поводом для раз­мышления о человеке, его отношениях с мирозданием, о природе самой человеческой личности. Параллели природного и человече­ского мира постоянно присутствуют в стихах поэта (“Еще земли пе­чален вид…”;, “Осенний вечер”;, “Фонтан”;), Вместе с этим он по – новому осмысливает проблему личности, которая вбирает в себя противоречия мира. Ведь, согласно концепции Тютчева, борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не в природе, а в обществен­ной жизни и в человеческой душе. При этом романтическая идея двоемирия органично входит в систему представлений поэта о че­ловеке и его месте в мире.

Человек, по мнению Тютчева, утратил свою целостность, его душа оказывается сопричастна двум мирам: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!.. Вот почему человек у Тютчева оказывается бесконечно одинок.

Особенно это ощущается ночью, когда хаос сильнее всего проявляет себя в мире. Именно тогда человек ощущает себя на краю бездны, вслушиваясь в пучину мировой ночи. Лирический герой страшится ее и одновременно жаждет прикоснуться к этой тайне: Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие Как собеседника на пир! Человек у Тютчева не просто двуедин, он – такая же тайна, как и природа. Мир души человека исконно трагичен, в нем кроются стихии разрушения и саморазрушения.

Личность, находясь “на по­роге как бы двойного бытия”;, испытывает неразрешимость разди­рающих ее противоречий, вступая в безнадежную борьбу с окру­жающим миром и самим собой. Особенно ясно эта позиция поэта чувствуется в любовной лири­ке. Для Тютчева любовь – это “поединок роковой”;, в котором губи­тельная и упоительная сила сливаются, наполняя человеческую жизнь смыслом и страданиями: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой. “Предопределение”; В этом понимании любви как губительной силы сказался личный душевный опыт поэта, отраженный в “денисьевском цикле”;.

Так на­зывается цикл стихотворений, созданных в 1850-1864 годах, кото­рый отражает сложные и противоречивые отношения поэта с Еленой Александровной Денисьевой. Любовь Тютчева принесла ей и сча­стье, и страдания: от нее отказалась семья, ее не принимали в свете, ее незаконнорожденные дети не могли наследовать имени Тютчева. Вот почему лирический герой с горечью восклицает: “О как убийст­венно мы любим”;. Поэт переносит внимание на внутренний мир лю­бимой, образ которой наделен у него ярко индивидуализированными психологическими чертами: это страдающая, но страстно любящая женщина, готовая к самоотречению в борьбе за свое счастье.

Смерть Денисьевой оборвала этот трагический роман, но образ ее навсегда сохранил в своей памяти поэт: “Ангел мой, ты видишь ли меня?”; – вопрошает он ушедшую в мир иной возлюбленную. Так тема “памяти сердца”; становится основой многих стихотво­рений поэта, самым знаменитым из которых является стихотворе­ние “Я встретил вас…”; (“К. Б”;) – шедевр поздней лирики Тютчева.

Положенное на музыку, это стихотворение стало одним из попу­лярнейших романсов. Оно посвящено Амалии фон Лерхенфельд (в замужестве баронесса Крюденер), с которой Тютчев познакомил­ся еще в 1823 году. В течение полувека их связывали романтиче­ские отношения, сопряженные с драматичными разрывами, рас­ставаниями и встречами.

Одна из последних встреч в 1870 году послужила толчком для создания стихотворения “Я встретил вас…”;. “Время золотое”;, о котором вспоминает поэт, оказывается настолько живо в его памяти, что это уже не просто воспоминанье: Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь, – И то же в вас очарованье, И та ж в душе моей любовь!.. Но такая гармония и успокоенность, которая позволяет усмотреть параллели с шедевром пушкинской лирики стихотворением “Я пом­ню чудное мгновенье…”;, – для Тютчева лишь краткий миг в беско­нечной борьбе человека с миром и самим собой. Близкие, любимые люди уходят из жизни, оставляя только свет памяти в одиноком и страдающем человеке. Но в этом одиночестве заключена не только трагедия.

Ведь человек в романтическом мире Тютчева – это тво­рец, создающий свой мир. “Есть целый мир в душе твоей \ Таинственно-волшебных дум”;, – утверждает поэт. Но этот таинственный мир души недоступен никому, а потому тема одиночества неразрыв­но связана у Тютчева с темой “невыразимости”; – столь характерной для русской романтической поэзии, начиная с Жуковского. У Тютче­ва эти две темы, соединяясь, достигают своей крайней черты: одино­чество оказывается определено человеку самой его природой, потому что невозможно познать другого, как невозможно выразить себя, ведь “мысль изреченная есть ложь”;. “Нам не дано предугадать, \ Как слово наше отзовется”;, – предупреждает поэт.

Единственный выход из этого трагически неразрешимого противоречия, который он видит и указывает другим, – молчать. Недаром одно из самых знаменитых его стихотворений так и названо – молчание (“Silentium!”;): Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои… Завершается стихотворение характерным призывом: “Лишь жить в себе самом умей”;.

Так в лирике Тютчева тема невырази­мости, достигая своего предела, вплотную подводит русскую поэзию к ее разрешению. Недаром символисты, которые открыли новые пути выражения невыразимого, особо ценили именно это стихотво­рение Тютчева. И все же поэзия Тютчева не замыкается на самой себе, круг фи­лософских проблем размыкается в размышлениях о судьбе России.

Тема России является важной составляющей поэтического мира Тютчева. Со свойственной ему глобальностью трагедийного созна­ния поэт охватывает взором бесконечные просторы своей страны: Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Трагедия современного человека, как считает Тютчев, усугубляется тем, что он утратил веру, а потому в стихотворении “Наш век”; поэт ут­верждает: “Не плоть, а дух растлился в наши дни, \ И человек отчаян­но тоскует…”;. “Безверием палим”;, его современник “и жаждет веры – но о ней не просит”;. Где же найти опору в этом распадающемся мире?

Как познать непознаваемое, выразить невыразимое? Ответом Тютче­ва звучат слова веры – в свое отечество, в человека, в силу слова: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Это не только призыв Тютчева к современникам, но и его завет потомкам. Художественные особенности лирики Тютчева определяются ее философской основой.

Главной чертой его поэзии является мета­форичность в различных ее видах. Метафора, пронизывающая всю лирику Тютчева, становится основным средством выражения натур­философии поэта. В его поэзии буквально исчезают барьеры между природным и человеческим мирами: природа живет страданиями и радостями человека, а человек включается во все явления природы.

Грань между душевными волнениями лирического героя и природой исчезает и возникают удивительные по силе и красоте образы: Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе… Так, продолжая и развивая характерную для русской поэзии тра­дицию отождествления картин природы с определенным настроени­ем или состоянием человеческой души, Тютчев широко использует прием образного параллелизма. Например, за беспросветной дожде­вой завесой угадываются человеческие слезы (“Слезы людские, о слезы людские…”;), а в стихотворении “Осенний вечер”; поэт сравни­вает увядающую природу с измученной человеческой душой: Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья. Стремясь передать болезненную красоту осени, он использует оригинальные эмоциональные эпитеты: “зловещий блеск и пестро­та дерев”;, “грустно-сиротеющая земля”;.

Даже такой давний и хо­рошо известный прием, как олицетворение, в лирике Тютчева тоже меняется и приобретает неповторимые черты: он становится не по­этической условностью, а выражением представления поэта о при­роде как о живом существе, которое мыслит, чувствует, радуется и страдает. У него “деревья радостно трепещут”; и “поют”; потому, что “на всем улыбка, жизнь во всем”;, а Зима начинает по-настоящему “злиться”;, видя в Весне свою соперницу. Образы природы при этом приобретают черты мифологических образов, которые наполняют мироздание тютчевской поэзии. Поляр­ность этого мироздания требует для своего выражения антитезы, ко­торая часто используется в лирике Тютчева.

Она создается противо­поставленными образами (Хаос – Космос) и словами-антонимами: день – ночь, мрачный – светлый, угрюмый – веселый. Еще одну особенность поэзии Тютчева подметил в свое время Некрасов, который говорил о необыкновенной способности поэта улавливать “именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисовываться сама собою данная картина”;. Действительно, Тютчев никогда не загромождает свои стихи из­лишними подробностями, а выбирает немногие, самые характер­ные признаки. Этим достигается особая сила художественной вы­разительности.

Поэту достаточно одной зорко подмеченной детали (“паутины тонкий волос”;), точно найденного эпитета (день “как бы хрустальный”;) – и уже перед глазами возникает “короткая, но дивная пора”; ранней осени. При этом эпитеты, сравнения и мета­форы в поэзии Тютчева всегда неожиданны, непредсказуемы и придают пейзажам символико-философский смысл, а языку сооб­щают выразительность и живую образность, которая сочетается с лаконизмом и афористичностью поэтической речи. Лирика Тютче­ва, благодаря удивительной красоте и гармонии формы и содержа­ния, стала одним из высших достижений русской поэзии.

Глоссарий:

– творчество тютчева краткое содержание – идейно-тематический анализ стихотворения – идейно тематическое содержание – идейно-тематический анализ произведения


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-тематическое содержание произведений Тютчева