Идейно-тематическое содержание романа “Преступление и наказа­ние”

Идейно-тематическое содержание. Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. “Человек есть тайна, – писал Достоевский. – Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”;. Писатель-гуманист в “Преступлении и наказании”;, как и во всех других своих произведениях, отстаивает идею самоценности любой человеческой

личности, даже самой ничтожной и гадкой, какой кажется Раскольникову старуха-процентщица.

Только Бог может су­дить, кому жить, а кто достоин смерти. Для Сони, героини романа, несущей в себе идею христианских ценностей, невозможно даже представить, что ради счастья допустимо пролить кровь. Она не при­знает человека, даже самого заблудшего, “тварью дрожащей”;, как это делает Раскольников, – ведь все люди равны перед Богом.

А по­тому никто из людей не вправе решать вопросы жизни и смерти. “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”; – отвечает она на провокационный вопрос Раскольникова.

В сцене признания Раскольникова Соне в содеянном преступлении автор заставляет ге­роя как бы второй раз увидеть психологическую изнанку совершен­ного им убийства: ведь Раскольников сознательно решил вмешаться в “промысел Божий”;. Достоевский-философ исследует, к каким по­следствиям это может привести. Прежде всего, попытка человека нарушить этот непреложный закон приводит его к отпадению и от Бога, и от других людей, обре­кает его на мучительное одиночество.

Именно так чувствует себя Раскольников сразу после убийства. Преступление непреодолимой чертой отгородило его от всех, кого он любил, к кому был привязан, от самых близких и дорогих людей – матери, сестры Дуни. Так пи­сатель показывает, что пролитие крови, нарушение всеобщего нравственного закона ведет человека к изоляции.

Но может ли су­ществовать человек без тех связей, которые всегда существуют в его общественной и частной жизни? Достоевский убедительно показы­вает, что такая утрата грозит каждому страшными последствиями. Ведь одиночество Раскольникова, столь резко почувствованное им после совершения убийства, возникло гораздо раньше: он сознательно отделил себя от остальных людей, вынашивая свою теорию. Так воз­никает в романе тема наполеонизма и связанная с ней проблема ин­дивидуализма.

Суть теории Раскольникова состоит в следующем. Ис­ходя из представления о неравноценности людей, Раскольников делит их на “тварей дрожащих”;, коих большинство, и “право имеющих”;, для которых не действенны законы и мораль большинства, разрешена “кровь по совести”;, потому что именно они двигают человечество впе­ред. Такие великие люди, как Наполеон, Цезарь, Карл Великий, по теории Раскольникова, ради достижения своих грандиозных целей могут совершить преступление, даже убийство.

Другими словами, “цель оправдывает средства”;, правда, с одним уточнением: опреде­лить эту цель и достичь ее может только личность исключительная. Таким образом, Достоевский ставит в один ряд проблему инди­видуализма, с одной стороны, и проблему достижения прогресса, в том числе социального, за счет ограничения прав и свобод опреде­ленного слоя людей, включая и права на жизнь. Этот аспект идейно-тематического содержания не раз вызывал резкие возражения носителей революционно-социалистических идей. Гениальное предвидение Достоевского в начале XX века в России обернулось реальной исторической трагедией: “Железной рукой загоним чело­вечество в счастье”;, – вот лозунг большевиков времен гражданской войны. “Бесовством”; называл Достоевский такие идеи, появившие­ся уже в XIX веке в среде революционных террористических орга­низаций 1860-1870-х годов.

Он не признавал социальной арифме­тики, которую в романе обосновывает Раскольников, видя подтверждение своих мыслей в случайно услышанном им разговоре офицера и студента: “За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”;. Достоевский считал, что в основе спра­ведливого устройства общества не может лежать насилие – даже слеза одного ребенка, – цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Ведь социальная аргументация оказывается вторичной по отношению к главному – самоутверждению себя как сильной, исключительной личности, доказательству, что он, Родион Раскольников, принад­лежит к тем, кто “право имеет”;, подобно Наполеону.

Ради этого он идет совершать свою гибельную “пробу”;: убийство себе подобных, которых он презрительно называет “тварями дрожащими”;. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его строй­ная теория сразу начинает ломаться. Он оказывается вынужден убить одну из тех несчастных, ради которых, якобы, пошел на пре­ступление, – Лизавету, сестру ростовщицы Алены Ивановны, к тому же беременную. “Арифметике”; Раскольникова Достоевский противо­поставляет высшую математику жизни. Жизнь оказывается сложнее любых теорий, все в них предусмотреть невозможно, а потому они еще более опасны, поскольку их последствия непредсказуемы.

Но для Раскольникова гораздо важнее другое следствие его пре­ступления: об убийстве Лизаветы он даже как бы забывает на время, как и о своей “цели”; помочь “униженным и оскорбленным”;: ведь на­грабленным он так и не воспользовался. Все его мысли сосредоточе­ны на анализе своего внутреннего состояния. Раскольников вынуж­ден констатировать, что, совершив убийство, он так и не смог “переступить”; – он оказался по другую сторону черты, которая, как он продолжает считать, отделяет великих людей от всех остальных. А значит, он тоже “тварь дрожащая”; или, как самоуничижительно называет себя Раскольников, “вошь эстетическая”;.

Только пройдя через нравственные терзания, испытав муки совести и приняв иску­пительные страдания, Раскольников избавляется от своей индиви­дуалистической идеи. Помочь ему в этом оказывается способна толь­ко идея христианского смирения, сострадания, любви и добра, которую несет в себе Соня Мармеладова. Недаром именно к ней так тянется Раскольников, ей признается в своем преступлении и от нее получает помощь и пример того, как вечные христианские ценности могут противостоять уродству и грязи окружающей жизни.

Это составляет другую важнейшую идейную основу романа, вместе с которой в него входит социальная тема: тема жизни большого города (образ Петербурга), его социальных контрастов, жизненных “тупиков”;, тема “униженных и оскорбленных”;. Внутренняя драма человеческой личности в романе Достоевского оказывается вынесена вовне: на ули­цы и площади Петербурга, с его роскошными богатыми кварталами, куда почти никогда не заходят те, о ком рассказывает писатель, и ни­щенскими трущобами с кабаками, трактирами, многоквартирными домами, где в тесных каморках в грязи и вони живут эти несчастные люди. Среди них оказывается и Раскольников, который не может смириться с такой жизнью. Он, как и другие персонажи романа – Мармеладов, Катерина Ивановна – бунтует, пытаясь отстоять себя, свою индивидуальность.

Ведь этот мир устроен так, что человек здесь становится лишь цифрой статистических отчетов. Бесчеловечная ста­тистика списывает людей в “процент”; – это воровство, нищета, бро­дяжничество, проституция. Ярким свидетельством несправедливости такой жизни для Раскольникова служит история Мармеладова и его семьи, страшная судьба Сони – дочери этого спившегося чиновника.

Безусловно, Раскольникова, человека умного и гордого, гнетет и соб­ственная бедность, но он расширяет личную трагедию до вселенского масштаба. Так тема трагедии личности в романе прочно переплетает­ся с темой трагедии общества, где “некуда пойти”; человеку. Такая жизнь искажает человеческую природу. “Бедность – не порок, нище­та – порок, ибо в бедности человек еще может сохранить свое врож­денное благородство, в нищете уж – нет”;, – говорит Мармеладов. Раскольников не желает смириться с такой жизнью, считая, что при­выкнуть к этому несправедливому миру – подлость.

А подлости он не потерпит. Не может позволить Раскольников и того, чтобы ради него его сестра Дуня вышла замуж за нелюбимого человека – Лужина – и терпела унижения. В его сознании образ Дуни соединяется с обра­зом Сони Мармеладовой, вынужденной ради спасения семьи от го­лодной смерти совершить тяжкий грех – пойти на панель. Участь этой несчастной девушки становится для Раскольникова символом страданий и несовершенства мира: “Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!”;.

Смириться с этим Раскольников не может, он поднима­ется на бунт, но смысл этого бунтарства состоит в том, чтобы отстоять только свою личность. Логика Раскольникова очевидна: раз невоз­можно изменить этот страшный мир, надо встать над ним; раз этот мир устроен неверно, значит в нем нет закона и возможно все – все дозволено. Так тема вседозволенности, которая затем пройдет через все великие романы Достоевского, начинает звучать уже в первом из них.

Соглашаясь с героем в его критике окружающей действительно­сти, автор не может согласиться с тем выходом, который находит для себя Раскольников. Вот почему, пройдя через мучительные испыта­ния, Раскольников приходит к идее смирения. Значит ли это, что писатель тоже предлагает смириться с окружающей несправедливо­стью, отказаться от протеста?

Безусловно нет: никто до него с такой потрясающей силой не возвысил свой голос против жизни, трагиче­ски отклонившейся от божественного предназначения. Но писатель верит, что нравственный закон незыблем, свидетельством чему яв­ляются муки совести человека, осмелившегося преступить его. А это значит, что Бог не покинул этот мир, есть в этой жизни “божьи лю­ди”;, подобные Сонечке, которые не утратили живой связи с христи­анским идеалом и несут его другим, указывая им верный путь. Та­кова роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова.

Такова позиция писателя, беспощадно открывающего перед читателем не­разрешимые, “проклятые”; вопросы и призывающего к одному: попы­таться найти ответ на них, не уклоняясь от истинно человеческого пути, освещенного верой в непоколебимость христианских истин, ка­ким бы испытаниям они не подвергались.

Глоссарий:

– идейное содержание романа преступление и наказание – идейное содержание преступление и наказание – преступление и наказание идейное содержание – тематическое богатство романа преступление и наказание – проблема одиночества в романе преступление и наказание


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-тематическое содержание романа “Преступление и наказа­ние”