Идейно-тематическое содержание “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА”

Идейно-тематическое содержание. А. Твардовский, предва­ряя публикацию в “Роман-газете”;, писал: “Читатель не найдет в повести Солженицына всеобъемлющего изображения того истори­ческого периода, который, в частности, отмечен горькой памятью тридцать седьмого года. Содержание “Одного дня”;, естественно, ог­раничено и временем, и местом действия, и кругозором главного героя повести. Но один день из жизни лагерного заключенного Ивана Денисовича Шухова под пером Солженицына, впервые вы­ступающего в литературе, вырастает в картину,

наделенную не­обычной живостью и верностью правде человеческих характеров.

В этом прежде всего заключается редкостная впечатляющая сила произведения. Многих людей, обрисованных здесь в трагическом качестве “зэков”;, читатель может представить себе и в иной обста­новке – и на фронте или на стройках послевоенных лет. Это те же люди, волею обстоятельств поставленные в особые, крайние усло­вия жестоких физических и моральных испытаний.

В этой повести нет нарочитого нагнетания ужасных фактов жестокости и произво­ла, явившихся

следствием нарушения советской законности. Авто­ром избран один из самых обычных дней лагерной жизни. Победа художника в том, что… горечь и боль ничего общего не имеют с чувством безнадежной угнетенности.

Наоборот, впечатле­ние от этой вещи, столь необычной по своей неприкрашенной и не­легкой правде, как бы освобождает душу от невысказанности того, что должно было быть высказано, и тем самым укрепляет в ней чувства мужественные и высокие…”;.

В своей статье Твардовский определил основную тему повести “Один день Ивана Денисовича”; – утверждение победы человеческо­го духа над лагерным насилием. Сюжетная линия выстроена на со­противлении Человека Лагерю, то есть личности системе насилия.

В повести поднимается ряд проблем. Одна из них – это изобра­жение лагеря как воплощения злобы и грязи. Лагерь в судьбах миллионов людей знак помрачения души и разума, опасная и жес­токая машина, переламывающая слабых.

Лагерь представлен не как исключение из жизни, а как ее порядок, преследующий глав­ную цель – погубить внутренний мир человека, превратить его в “лагерную пыль”;.

Лагерь создан для уничтожения личности: “Здешняя жизнь трепала его от подъема и до отбоя, не оставляя праздных воспоми­наний…”;. Но Шухов имеет силы сопротивляться Лагерю. Состояние внутренней борьбы проходит через всю повесть.

В лагере существует своя система оценки человека. Одним из ее критериев является отношение к работе. Это определяет взаимоот­ношения в лагере, в шуховской бригаде.

Одни люди насильственно вырваны из жизни в годы “сплошной коллективизации”;, другие из военного потока. Бессрочный, беско­нечный абсурд, через который прошел наш многострадальный на­род, в деталях представлен на страницах повести. Осознание на­стоящей человеческой жизни противостоит чудовищному в своей привычности надругательству над людьми: конвой ведет тщатель­ный пересчет “по головам”;, человек – дороже золота. Одной голо­вы за проволокой недостанет – свою голову туда добавишь”;.

Что может быть большим издевательством над самим понятием ценно­сти человека?

Однако в самых тяжелых условиях героям повести удается со­хранить человеческое лицо, умение думать. В споре о фильме Эй­зенштейна “Иоанн Грозный”; высказывается мысль, что искусство должно пробуждать добрые чувства. Обсуждение рецензии в мос­ковской “Вечорке”; премьеры Завадского также раскрывает духов­ный мир персонажей повести.

Глоссарий:

– как обрисованы в повести другие герои из народа

– как обрисованы в повести другие герои из народа солжиницин

– какова авторская идея выраженная в повести один день ивана денисовича

– какова идея рассказа один день ивана денесовича

– сфармулируйте тему расказа один день ивана денисовича


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Идейно-тематическое содержание “ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА”