Эжен Ионеско – сочинение доклад о творчестве писателя
Эжен Ионеско – один из величайших писателей французской литературы, родоначальник “драмы абсурда”, классик, в котором французы видят “придирчивого наблюдателя, безжалостного коллекционера человеческой глупости”. Родился выдающийся драматург 26 ноября 1912 года в Румынии. Там Эжен окончил гимназию и вступил в Бухарестский университет.
Получив диплом, преподавал французский язык в лицее. В 1938 году для подготовки диссертации, связанной с исследованием проблемы греха и смерти в поэзии времен Шарля Бодлера, он едет во Францию.
В1948 году в парижском театре Ля Юшетт режиссером Николя Батаем была поставленная его первая пьеса “Лысая певица”, инсценировка которой вызвала у публики шок своей необычностью. Диалоги персонажей пьесы представляли собой обмен фразами, лишенными любого смысла. То, что было скрыто под поверхностью жизни, нашло отображение в пьесе – опустошенность будничного существования, изолированность,
Своим творчеством Ионеско призвал человечество опомниться, изменить свои духовные ориентиры, чтобы не скатиться в пропасть отчужденности и бездушия.
Позднее в статье “Трагедия языка” Эжен Ионеско с тревогой отмечал: теряя себя, человек теряет язык, который превращается в болтовню, которая ведется для того, чтобы не сказать ничего”. Среди известнейших пьес драматурга есть “Носороги” (1959) – они представляют собой аллегорическое изображение человеческого общества, где озверение людей – закономерный результат общественного порядка. Главный герой пьесы Беранже становится свидетелем того, как жители небольшого провинциального городка превращаются в носорогов. Беранже теряет свою любимую Дези, которая, наконец, отдает предпочтение интересам стада носорогов, отказываясь от искреннего и сильного чувства.
Только Беранже, этот неудачник и идеалист, в итоге сохраняет свою человеческую природу, не подчиняется чувству “толпы” и остается человеком. Так в творчестве писателя впервые появляется герой, который противостоит силам тоталитаризма. Не случайно то, что первые зрители и критики связали идею этого произведения с антифашистскими взглядами самого автора.
Со временем драматург, объясняя замысел пьесы, говорил, что это, несомненно, антинацистское произведение, но “прежде всего это пьеса против коллективных истерий и эпидемий, которые скрываются под оболочкой ума и идеи, но не становятся от этого менее серьезными коллективными заболеваниями”.
В 1962 году вышел в печать сборник критико-литературных статей и эссе Эжена Ионеско “Слова и последствия”, в которых автор размышляет над современным состоянием искусства, театра, языка. Он считал, что абстракционистский театр – это театр поисков, театр-лаборатория, а важнейшую задачу искусства видел в открытии огромных пространств, которые находятся внутри самих людей. Образцом театра Ионеско считает футбольный матч из-за его непредсказуемости, динамики, драматизма, наслаждения от игры. В 1970 году Эжен Ионеско был избран членом Французской академии, а через два года состоялась премьера его последней пьесы “Макбет”.
Отойдя от литературного дела, писатель поселился в Швейцарии, в небольшом и тихом городке Сен-Гален, где посвятил свое время живописи и коллекционированию картин. В 1998 году Эжен Ионеско умер.