Театр абсурда (Беккет и Ионеско)
В начале 50-х годов во французском театральном искусстве заявило о себе новое направление – искусство абсурда, преподнесенное как против буржуазного мышления, обывательского здравого смысла. Его основоположниками явились живущие во Франции драматурги – румын Эжен Ионеско и ирландец Сэмюел Беккет. Пьесы драматургии абсурда (“антипьесы”) ставились во многих театрах стран капитализма.
Лишенные привычной логики и смысла спектакли вызывали бурную реакцию зрительного зала и прессы. Мнения критиков резко разошлись: одни провозглашали
Искусство абсурда – это модернистическое течение, стремящееся создать абсурдный мир, как отражение мира реального, для этого натуралистические копии реальной жизни выстраивались хаотично без всякой связи.
В основу драматургии было положено разрушение драматического материала. Своеобразно отношение к Художественному пространству –
Подвергается разрушению временная последовательность событий. Так, в пьесе Ионеско “Лысая певица” (1949) через 4 года после смерти труп оказывается теплым, а хоронят его через полгода после смерти. Два акта пьесы “В ожидании Годо” (1952) разделяет ночь, а “может быть – 50 лет”.
Этого не знают сами персонажи пьесы. Локальная конкретность и временный хаос дополняются нарушением логики в диалогах. Диалог редуцирован, вне партнера.
Речь – подобие диалога – герои не слышат друг друга.
Вот анекдот из пьесы “Лысая певица”: “Однажды некий бык спросил некую собаку, почему та не проглотила свой хобот. “прости, – ответила собака, – я думала, что я слон”.
Абсурдно и само название пьес “Лысая певица”: в этой “антидраме” лысая певица не только не появляется, но и не упоминается. Разделяли с экзистенциализмом представление о мире как о хаосе, любое столкновение человека с миром порождает конфликт, недоверие к коммуникации. Доводят принцип до художественного выражения – показывают абсурд средствами абсурда.
Бессмыслицу и сочетание не сочетаемого абсурдисты заимствовали у сюрреалистов и перенесли эти приемы на сцену. Со скрупулезной точностью выписал С. Дали на одной из своих картин Венеру Милосскую. С меньшей тщательностью изображены им ящечки, расположенные на ее туловище.
Каждая из деталей похожа и доходчива. Сочетание же торса Венеры с выдвижными ящиками лишает картину всякой логики. Части предложений находятся в нелепом сочетании.
Театр абсурда хотел показать реальный мир. Каков же он.
Жизнь а антипьесах идет и возникает под знаком смерти. Дважды пытаются повесится герои пьесы Ионеско “Стулья” (1952).; убийство лежит в основе сюжета его пьесы “Амедей или как отделаться” (1954); 5 трупов фигурируют в пьесе “Убийца вознаграждения” (1957); сороковую ученицу убивает герой пьесы “Урок” (1951). Человек в театре абсурда не способен к действию. Герои произведений искусства абсурда не могут довести до конца ни одного действия, не в состоянии осуществить ни один замысел.
Личности в пьесах нивелированы, лишены индивидуальности, похожи на механизмы. Часто герои пьес имеют одинаковые имена, по мнению деятелей театра абсурда люди неотличимы друг от друга. Часто герои спрятаны за плащами, шапками…
В качестве героя выступают нелепые персонажи, они не знают ничего о мире и о себе, деклассированные элементы, либо мещане, нет героев имеющих идеалы и видящих смысл жизни. Люди обречены существовать в непонятном и неизменном мире хаоса и абсурда. Бросается в глаза и антипредельный гуманизм пьес. Стремясь подчеркнуть атмосферу уродства, патологии, окружающую человека, Беккет живописует в своих пьесах антиэстетизм, маразм жизни.
Для того чтобы вызвать отвращение читателей и зрителей к героям пьесы “В ожидании Гордо”, Беккет настойчиво повторяет, что у одного из них “воняет изо рта”, а у другого “воняют ноги”. Многочисленные пьесы театра абсурда первого десятилетия (1949-1958) определяются не сюжетом произведений, а общей атмосферой идеатизма и хаоса, воссоздаваемой на сцене. Английский режиссер, прочитав перевод пьесы “Урок”, заявил Ионеско, “Это невозможно.
Вы не могли этого написать. Перевод этот абсолютно идиотский, ваш переводчик ничего не понял”. Ионеско ответил: “Это сам текст идиотский.
Это сделано нарочно”. Жанр трагифарс – трагический потенциал фарса – смех над смертью, болезнью, слабостью.
Деятельность классиков театра абсурда не дала много шумный споров среди критиков и была высоко оценена. В 1969г. Беккету была присуждена Нобелевская премия.
Ионеско избрали в члены французской французской академии наук (Бальзак был не удостоен этой чести).