И. С. Тургенев: сведения о жизни и творчестве писателя (с обращением к изученному в 5 классе)

Цель: продолжить знакомство с детством и юностью писателя и историей создания “Записок охотника”; формировать умение слушания и фиксации получаемой информации, а также ее анализа; развивать воображение; воспитывать любовь к русской природе. Оборудование: слайды с видами Спасского-Лутовиново, портрет писателя, раздаточный материал (см. в ходе урока). Вся моя биография – в моих сочинениях… И. Тургенев ХОД УРОКА
I.

Проверка домашнего задания (в т. ч. и данного в уроке № 36) (Факультативное задание – написание монологов Чарткова

– проверить предварительно, чтобы в классе прозвучали лучшие работы. В качестве “эпитафии” могут служить, например, слова американского актера А. Шварцнеггера – “Это неправда, что деньги делают человека счастливым”.) II. Постановка целей и задач урока III.

Работа над темой урока 1. Ознакомление с планом “визитной карточки” писателя Задание: заполнить графы после рассказа учителя. – Место и время рождения – Родители – Занятия юного писателя – Образование – Литературный дебют 2. Мини-лекция учителя И. С. Тургенев родился в 1818 году в дворянской семье.

Детские годы будущего

писателя прошли в родовом имении матери Спасское-Лутовиново Орловской губернии. Взаимоотношения в семье между родителями были сложными, и это, безусловно, отражалось на впечатлительном мальчике. Отец Тургенева – Сергей Николаевич – женился с единственной целью: поправить свое материальное положение, но делами семьи занимался мало. Мать будущего писателя – Варвара Петровна – была жестокой и капризной женщиной, вымещавшей свои обиды на окружающих.

Маленький Тургенев любил уходить из дома, гулять по спасскому саду, общаться с людьми из народа.

Родители И. С. Тургенева понимали необходимость образования, и поэтому с детских лет он свободно владел тремя иностранными языками: немецким, английским, французским; много читал; принимал участие в театральных представлениях, которые устраивались в имении. В 1837 году Тургенев успешно закончил философский факультет Петербургского университета. Для продолжения образования Иван Сергеевич едет в Берлинский университет.

Вернувшись в Россию и попробовав свои силы на государственной службе, в 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности, и в 1847 году выходит его первое серьезное литературное произведение – первые рассказы из будущего сборника “Записки охотника”. 3. Проверка выполненной работы и беседа – Расскажите о детстве и юности Тургенева. – Что в детстве повлияло на становление будущего писателя? – Как родители относились к образованию своего сына? Предварительно, перед рассказом учителя, можно предложить ребятам вспомнить, что они знают о жизни и творчестве Тургенева из 5 класса.

– Авт. Комментарий для учителя. Беседу можно заменить игрой “Верю – не верю”.

Например, “Верите ли вы, что Тургенев учился за границей?”, “Верите ли вы, что Тургенев владел украинским языком?

“, “Верите ли вы, что родители будущего писателя с особым вниманием относились к его образованию?”, “Верите ли вы, что Тургенев и Лермонтов были современниками? “, “Верите ли вы, что рассказ “Муму” навеян впечатлениями от жизни в Спасском-Лутовиново?

” и т. д. 4. Литературный монтаж об истории создания “Записок охотника” 1-й учащийся. В 1845 году Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За 2 года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника “Записки охотника”.

2-й учащийся. Летние месяцы Тургенев проводил в деревне, где все свободное время отдавал охоте. (Демонстрация слайдов) Охотники в силу особой странствующей сущности своего занятия отличались большой открытостью, чуткостью к красотам природы, вольным, независимым умом. 3-й учащийся.

Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. 4-й учащийся.

Так, в 1847 году в журнале “Современник” был опубликован первый рассказ И. Тургенева “Хорь и Калиныч”, положивший начало сборнику, названному писателем “Записки охотника”.

Уже при жизни Ивана Сергеевича сборник стал очень популярным. 5. Практикум “В творческой лаборатории писателя” Задание: на основании содержания раздаточного материала сделать Вывод о Тургеневе как гениальном художнике слова-пейзажисте. Карточка № 1 “В начале августа жары часто стоят нестерпимые… Именно в такой день случилось мне быть на охоте.

Долго противился я искушению прилечь где-нибудь в тени… Удушливый зной принудил меня, наконец, подумать о сбережении последних наших сил [охотника и собаки! – Авт.] и способностей. Кое-как дотащился я до речки Исты…, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием “Малиновой воды”…

Дубовые кусты разрослись по окатам оврага; около родника зеленеет короткая, бархатная травка; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги. Я добрался до ключа” (“Малиновая вода”) Карточка № 2 “Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь… Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению к Млечному Пути, и, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег земли…” (“Бежин луг”) Карточка № 3 “Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук…

Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке” (“Бежин луг”) Карточка № 4 “Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола, и вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун” (“Бежин луг”) Комментарий для учителя. Учащиеся уже знакомы с теми функциями, которые выполняет пейзаж в литературном произведении. У Тургенева мы видим еще одну – наряду с известными: эстетическую, желание показать красоту окружающего нас мира.

Благодаря внимательному взгляду писателя, мы видим его краски и слышим его звуки. Предложите учащимся найти художественные средства языка, которые использует автор “Записок…”, и обратите внимание ребят на способность Тургенева как пейзажиста тонко и образно давать описания неброской, неяркой и скромной русской природы. IV. Подведение итогов урока V. Домашнее задание
Объяснить смысл эпиграфа к уроку в проекции на то, что учащиеся узнали о писателе в течение учебного занятия. Количество карточек зависит от времени, которое учитель готов потратить на поиски соответствующего материала из “Записок охотника”.- Авт. ЭТО ИНТЕРЕСНО!

В письме А. П. Ефремову двадцатидвухлетний И. С. Тургенев рассказывает о своих первых впечатлениях о русской литературе, с которой познакомил его дворовый человек Леон Серебряков. “Г-ну Серебрякову… досталась “Россиада” Хераскова.

О, “Россиада”! и о, Херасков! Какими наслаждениями я вам обязан! Мы с Леоном уходили каждый день в сад, в беседку на берегу пруда и там читали – и как читали! или правильнее: он читал – и как читал!

Сперва каждый стих скороговоркой, так себе – начерно; потом с ударением, с напряжением и с чувством – набело. Немного пестро – но приятно.

Я слушал – мало! внимал – мало!

Обращался весь в слух – мало! и классически: пожирал – все мало! глотал – все еще мало!

Давился – хорошо… Уверяю вас, что я не прибавляю ни одной прикрасы…” Чувство наслаждения в маленьком Тургеневе вызывало выразительное, сказали бы мы, чтение поэмы “Россиада” Леоном Серебряковым.

Тургенев называет свое чувство, описывает манеру чтения Серебрякова и свое состояние во время чтения. Описание своего отношения к чтению раскрывает суть того чувства, которое писатель назвал вначале.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

И. С. Тургенев: сведения о жизни и творчестве писателя (с обращением к изученному в 5 классе)