Е. Плужник. «Учись у природы творческого покоя…», «Ночь… а лодка — как серебряная птица!», «Годовой песок…»
Плужник — художник-экспрессионист. Для него мир обозначен человеческими страданиями, болями, невинными смертями. О гражданской войне в Украине он пишет как о всечеловеческой беде, всемирных общественных катаклизмах. В центре его лирических миниатюр — картины расстрелов, безжалостно оборванной молодой жизни, трагическая судьба человека, бессмыслица ситуации, когда брат убивает брата.
С глубоким психологизмом изображает эпизоды расстрелов, вызванных «тотальной», «обычной жестокостью», действием антигуманных сил. В русле
Этим он напоминает Василия Стефаника.
Евгений Плужник имел могущественный талант лирика, чтобы замыкаться лишь в экспрессионизме. Присматривался он к поэтике импрессионистов и неоклассиков. Поэтому его творческой манере присущи, по словам Николая Бажана, филигранная утонченность образов, совершенство построения поэзий,
Сборники поэта отражают его тяготение к философии экзистенциализма, которая начала формироваться в Европе. В его произведениях категории одиночества, страха и страдания призваны осветить антигуманность мира, объяснить, почему жизнь горькая и обесцененная, какое место человека в истории, подсказать духовные ориентиры. Сила Плужника-Экзистенциалиста — в гуманизме, стоицизме, вниманию к интенсивной духовной жизни человека, в нарушении важных и волнительных проблем бытия человека XX ст.
Профессиональная критика не без оснований назвала Е. Плужника «величайшим мастером импрессионистической поэзии ХХ века». В самом деле, некоторые черты импрессионизма, как, например, интеллектуальная игра на нюансах эмоций, избежание глаголов, пуантилизм и т. п., сразу заметны в поэзии Плужника. Тем не менее, есть у него и нетипичные для импрессионизма черты, а именно стремление к мужественному ясному взгляду на явления, конкретность образа, наклонности к обычной разговорной прозе, равновесие ритмических и смысловых элементов.
И все те средства Е. Плужник не позаимствовал как целостные системы, а взял их, как отдельные приемы для собственной оригинальной системы. Поэтический лаконизм Плужника родится из стремления вылущить ядро, суть вещи, дойти к самому существенному, вырвать голую правду из лохмотьев масок и фальши, получить артистичную естественность и поднять весь действительный груз своего дня и своей эпохи. Евгений Плужник — поэт, который, не впадая в пафос, сумел в экстремальных условиях сохранить естественный тон.
А там, где был риск срыва, научился молчать между строками так, как это умеют только мастера первой руки.
Плужник всю жизнь повторял будто заклинание слова покой, искренность и их производные. Обязательными в его аутотренинге стали выдержка, рассудительность, тот недемонстративный стоицизм, который не предал ему и в последние минуты жизни.
Е. Плужник умер в соловецкой тюремной больнице. Перед смертью распорядился, чтобы его верхнюю одежду и пальто передали тем, к кому он приклонялся, хотя знал, что его пожелание не будет выполнено. Предвидел приближение смерти.
Попросил у санитара воды: «…умоюсь, вспомню Днепр и умру».
Из воспоминаний того санитара: «Плужник медленно макнул правую руку, поднял ее ко лбу и так держал ее некоторое время, закрыв глаза — как человек, который вспоминает; потом снова макнул пальцы обеих рук в воду и слабо потер их друг об друга. Потом обтерся полотенцем, которое я подал, — так же медленно, вяло. Я помог ему лечь и закрыться до подбородка; взял миску и отошел с ней. После каких-то минуты-двух я снова был возле кровати.
Писатель уже не дышал…»(Евгений Плужник. Три сборника. — Мюнхен, Институт литературы им. Михаила Ореста, 1979).
Следующая книга «Ранняя осень» отличается от «Дней» своей тональностью, в ней меньше трагизма и мотивов жертвенности. Большей частью это коротенькие стихи-раздумья, цель которых — найти позицию и определенный покой в жизни. Часто это была позиция отшельника и нелюдима, человека больной, который имеет много времени на размышления и мало практически действует. Конечно, наш современник не будет разделять этой позиции.
Но в «Ранней осени» мы находим искры настоящей поэзии, которые могут удовлетворить тончайших ценителей.
Е. Плужник никогда не был врагом нового порядка, а его интеллигентские опасения нивеляции индивидуальности были безосновательными. В лучших стихах он понимает это:
Путь к последней границе, Свой коротенький перейдя, Не буду роптать, — я жил!
В этот сборник входит поэзия «Учись у природы творческого покоя».