Е. Плужник. «Учись у природы творческого покоя…», «Ночь… а лодка — как серебряная птица!», «Годовой песок…»

Плужник — художник-экспрессионист. Для него мир обозначен человеческими страданиями, болями, невинными смертями. О гражданской войне в Украине он пишет как о всечеловеческой беде, всемирных общественных катаклизмах. В центре его лирических миниатюр — картины расстрелов, безжалостно оборванной молодой жизни, трагическая судьба человека, бессмыслица ситуации, когда брат убивает брата.

С глубоким психологизмом изображает эпизоды расстрелов, вызванных «тотальной», «обычной жестокостью», действием антигуманных сил. В русле

поэтики экспрессионизма Е. Плужник пренебрегает конкретным в пользу обобщения, почти аллегории. Экспрессионистская поэзия Плужника строилась, по словам М. Рыльского, на поэтике «короткого удара», чтобы такими эмоционально разительными образами передать ужасную руину Украины.

Этим он напоминает Василия Стефаника.

Евгений Плужник имел могущественный талант лирика, чтобы замыкаться лишь в экспрессионизме. Присматривался он к поэтике импрессионистов и неоклассиков. Поэтому его творческой манере присущи, по словам Николая Бажана, филигранная утонченность образов, совершенство построения поэзий,

интеллектуальное игра нюансами эмоциональной и звуковой сферы.

Сборники поэта отражают его тяготение к философии экзистенциализма, которая начала формироваться в Европе. В его произведениях категории одиночества, страха и страдания призваны осветить антигуманность мира, объяснить, почему жизнь горькая и обесцененная, какое место человека в истории, подсказать духовные ориентиры. Сила Плужника-Экзистенциалиста — в гуманизме, стоицизме, вниманию к интенсивной духовной жизни человека, в нарушении важных и волнительных проблем бытия человека XX ст.

Профессиональная критика не без оснований назвала Е. Плужника «величайшим мастером импрессионистической поэзии ХХ века». В самом деле, некоторые черты импрессионизма, как, например, интеллектуальная игра на нюансах эмоций, избежание глаголов, пуантилизм и т. п., сразу заметны в поэзии Плужника. Тем не менее, есть у него и нетипичные для импрессионизма черты, а именно стремление к мужественному ясному взгляду на явления, конкретность образа, наклонности к обычной разговорной прозе, равновесие ритмических и смысловых элементов.

И все те средства Е. Плужник не позаимствовал как целостные системы, а взял их, как отдельные приемы для собственной оригинальной системы. Поэтический лаконизм Плужника родится из стремления вылущить ядро, суть вещи, дойти к самому существенному, вырвать голую правду из лохмотьев масок и фальши, получить артистичную естественность и поднять весь действительный груз своего дня и своей эпохи. Евгений Плужник — поэт, который, не впадая в пафос, сумел в экстремальных условиях сохранить естественный тон.

А там, где был риск срыва, научился молчать между строками так, как это умеют только мастера первой руки.

Плужник всю жизнь повторял будто заклинание слова покой, искренность и их производные. Обязательными в его аутотренинге стали выдержка, рассудительность, тот недемонстративный стоицизм, который не предал ему и в последние минуты жизни.

Е. Плужник умер в соловецкой тюремной больнице. Перед смертью распорядился, чтобы его верхнюю одежду и пальто передали тем, к кому он приклонялся, хотя знал, что его пожелание не будет выполнено. Предвидел приближение смерти.

Попросил у санитара воды: «…умоюсь, вспомню Днепр и умру».

Из воспоминаний того санитара: «Плужник медленно макнул правую руку, поднял ее ко лбу и так держал ее некоторое время, закрыв глаза — как человек, который вспоминает; потом снова макнул пальцы обеих рук в воду и слабо потер их друг об друга. Потом обтерся полотенцем, которое я подал, — так же медленно, вяло. Я помог ему лечь и закрыться до подбородка; взял миску и отошел с ней. После каких-то минуты-двух я снова был возле кровати.

Писатель уже не дышал…»(Евгений Плужник. Три сборника. — Мюнхен, Институт литературы им. Михаила Ореста, 1979).

Следующая книга «Ранняя осень» отличается от «Дней» своей тональностью, в ней меньше трагизма и мотивов жертвенности. Большей частью это коротенькие стихи-раздумья, цель которых — найти позицию и определенный покой в жизни. Часто это была позиция отшельника и нелюдима, человека больной, который имеет много времени на размышления и мало практически действует. Конечно, наш современник не будет разделять этой позиции.

Но в «Ранней осени» мы находим искры настоящей поэзии, которые могут удовлетворить тончайших ценителей.

Е. Плужник никогда не был врагом нового порядка, а его интеллигентские опасения нивеляции индивидуальности были безосновательными. В лучших стихах он понимает это:

Путь к последней границе, Свой коротенький перейдя, Не буду роптать, — я жил!

В этот сборник входит поэзия «Учись у природы творческого покоя».


Е. Плужник. «Учись у природы творческого покоя…», «Ночь… а лодка — как серебряная птица!», «Годовой песок…»