Евгения Маланюк: Пути творческого поиска

Какими жизненными принципами руководствовался Евгений Маланюк? Украинский поэт был одним из виднейших поэтов украинской диаспоры после Первой и Второй мировых войн. Он громил своих современников, ненавидел врагов своего народа, но еще больше казнил “малоросиянство”, предательство и рабские инстинкты собственного народа.

В этом он близок Т. Шевченко, М. Кулишеву. Евгений Маланюк походил из залитых солнцем украинских степей. Его родной Новоархангельск стоял на берегах реки Синюхи. Семья была не совсем обычная, в линии отца были чумаки,

осевшие запорожцы.

Матери будущий поэт обязан любовью к украинскому искусству, отцу – формированию собственного интеллектуального мировоззрения. В бывшем Елизаветграде Евгений Маланюк закончил реальную гимназию, где раньше учились братья Тобилевичи, М. Кропивныцкий и Ю. Яновский. После окончания гимназии Маланюк учился в Политехническом институте в Петрограде.

Военная служба Евгения Маланюка. Поздняя осень 1917 года, поручик Евгений Маланюк является начальником пулеметной сотни Туркестанского стрелецкого полка. Со временем

он становится из демобилизованного старшины русской армии воином и гражданином украинского государства.

А в скором времени он – старшина армии УНР, активный участник больших событий, борьбы за родное государство. Украинизация в 20-х годах обещала появление лучших перспектив для развития украинской культуры. Много творческих сил были преследованы, дискриминировано и репрессировано.

Связь с украинской литературой на Западной Украине и в эмиграции, что в 20-х годах еще более или менее существовала, была насильно прервана.

После распада УНР он в 1920 году с тысячами таких, как он, подался в эмиграцию. В лагере для интернированных украинских частей в Калиши Евгений Маланюк основывает литературный журнал “Радуга” (1922-1923). Родные края он позднее с болью и сожалением вспомнит на далекой Морави, желая даже умереть, чтобы снова возвратиться к отчему дому, где бы встретила его мамочка. Со временем волны второй мировой войны занесли его вплоть до далекой Америки.

В лирических произведениях поэта – проявление свободной мысли, свободы человека и народа, идей национальных и всечеловеческих. Особенно это касается литературно-критического наследства Евгения Маланюка. Оно явилось в свободном мире, в мире без цензуры, без “партийной литературы”.

В эпицентре Маланюковской поэзии есть всегда и всюду его родная Украина. Она ему мерещится вечно ясной страной.

Хронологически сборники поэзий поэта-эмигранта выходили уже с 20-х лет. Места

Их изданий были по всей Европе и Америке: “Стилет и стилос” (Подебрады, 1925 г.); “Гербарий” (Гамбург, 1926 г.); “Земля и железо” (Париж, 1930 г.); “Земная Мадонна” (Львов, 1934 г.); “Перстень Поликрата” (Львов, 1939 г.); “Выбранные поэзии” (Львов-Краков, 1943 г.); “Влада” (Филадельфия, 1951 г.); “Поэзии” (Нью-Йорк, 1954 г.); поэма “Пятая симфония” (Филадельфия, 1954 г.); “Проела” (Нью-Йорк, 1954 г.); “Последняя весна” (Нью-Йорк, 1959 г.); “Август” (Нью-Йорк, 1964 г.); “Перстень и посох” (Мюнхен, 1972 г.).

Относительно стиля Маланюк был неоромантиком, в конце склонялся к неоклассике. Этому способствовали не только года, но и увлечение произведениями М. Зерова. Однако Маланюк – поэт глубокой мысли и волевого напряжения. Он враг лиричной расслабленности.

Особенно импонировал Маланюку М. Волновой. В своей статье о нем поэт писал: “Ведущей темой его творчества была борьба с психическим комплексом рабства, рабства специально украинского”. Это касается и творчества Евгения Маланюка.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Евгения Маланюк: Пути творческого поиска