Драматургия Андреева Л. Н

Андреев выступал как драматург с 1905 года, но первые опыты были не совсем удачны. Писатель искал в драме наиболее действенные формы отражения эпохи высокого драматического напряжения. Драматургия Андреева периода русской революции 1905-1907 годов – это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах “К звездам” и “Савва” (обе – 1906 год).

В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную

и выявил их равнозначность в формировании высших ценностей человечества. Вторая пьеса посвящена изображению анархического бунта героя против предрассудков толпы. В пьесах проявляется способность автора к объективному анализу революции, но все же преобладает в них дух романтического максимализма.
Одним из поводов для создания пьесы “Жизнь Человека” (1906) стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живет как бы вне истории, но все же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям
Андреева о смысле жизни и поисках художественной формы.

Он писал К. Г1. Пятницкому: “Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут”.
Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: “Проблема бытия – вот чему безвозвратно отдана мысль моя…” Некоторые художественные новации писателя, особенно в драматургии, предопределили эстетические и идейные искания экспрессионизма. Некто в сером олицетворяет в драме судьбу; он выполняет и роль глашатая, сообщает читателю (зрителю) о ходе событий, о судьбе героя.
Столкновение Человека с Некто в сером перечеркивает свершения Человека, ведет его к трагическому концу. Некто обращается к зрителю: “Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом”.
Лучшей сценой в пьесе Л. Андреев считал бал. Обратите внимание, что эта сцена вводится в пьесу ремаркой: “Вдоль стены, на золоченых стульях, сидят гости, застывшие в чопорных позах. Туго двигаются, едва ворочая головами, так же туго говорят, не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга и отрывисто произнося, точно обрубая, только те слова, что вписаны в текст. У всех руки и кисти точно переломлены и висят тупо и надменно.

При крайнем, резко выраженном разнообразии лиц все они охвачены одним выражением: самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека”.
Закончив работу над драмой “Жизнь Человека”, Л. Н. Андреев четко сформулировал свою цель: “Хочу реформировать драму”. В письме к К. С. Станиславскому он раскрывает суть этой реформы: “Если в Чехове и даже Метерлинке сцена должна дать жизнь, то здесь, в этом представлении, сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать… что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то: “и горе, и радость должны быть только представлены, причем возможно холоднее и отвлеченнее””.

Обратите внимание на особенности стиля драмы. Повторение реплик создает автоматизм действия. Гости, присутствующие на балу произносят одну и ту же фразу: “Как богато. Как пышно.

Как светло. Какая честь. Честь. Честь.

Честь”. Жесты – механические, фигуры безличны. Композиция состоит из ряда обобщающих фрагментов – “ступеней” человеческой жизни (рождение, бедность, богатство, слава, несчастье, смерть).

Чувства и эмоции Человека выражены при помощи гиперболы. Контрастна световая и цветовая гамма.
В. Э. Мейерхольд осуществил сценическую постановку пьесы в 1907 году. “Общество русских драматических писателей и оперных композиторов” присудило Андрееву за эту работу премию имени А. С. Грибоедова.
Затем были написаны драмы “Царь Голод” (1908), “Анатэ-ма” (1910) и др. С 1912 по 1916 год Андреев создал одиннадцать пьес и ряд сатирических миниатюр, в которых отразилась напряженная внутренняя жизнь героев. Воздействие пошлой обыденности на человеческую душу приобрело предельно трагическое звучание.

Андреев хотел показать в драматургии поиск человеком высших ценностей. Так родилась идея “театра панпсихэ”. Писатель всегда восхищался драматургией Чехова, но решил идти дальше.

В его драмах обыденное существование предельно упрощается, обедняется, сквозь него проступает напряженное духовное, внутреннее действие. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего “мирового сознания” с низменным существованием. В этом заключалась “трагедия повседневности”, преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Драматургия Андреева Л. Н