Драматургия Андреева Л. Н
Андреев выступал как драматург с 1905 года, но первые опыты были не совсем удачны. Писатель искал в драме наиболее действенные формы отражения эпохи высокого драматического напряжения. Драматургия Андреева периода русской революции 1905-1907 годов – это поиски новых форм, синтезирующих литературу и другие виды искусства, которые приводят к насыщению пьес предельной условностью, символами, аллегориями. Революция отозвалась в пьесах “К звездам” и “Савва” (обе – 1906 год).
В первой автор сопоставил социальную революцию и духовную
Одним из поводов для создания пьесы “Жизнь Человека” (1906) стало подавление восстания в Финляндии в 1906 году. Писатель воспринял это событие как окончательное поражение революции. Герой пьесы живет как бы вне истории, но все же сохраняет мятежность человека революционной поры. Пьеса подвела итог размышлениям
Он писал К. Г1. Пятницкому: “Придумал некоторую новую драматическую форму, такую, что декаденты рот разинут”.
Андреева перестали интересовать индивидуальные человеческие судьбы: “Проблема бытия – вот чему безвозвратно отдана мысль моя…” Некоторые художественные новации писателя, особенно в драматургии, предопределили эстетические и идейные искания экспрессионизма. Некто в сером олицетворяет в драме судьбу; он выполняет и роль глашатая, сообщает читателю (зрителю) о ходе событий, о судьбе героя.
Столкновение Человека с Некто в сером перечеркивает свершения Человека, ведет его к трагическому концу. Некто обращается к зрителю: “Смотрите и слушайте, пришедшие сюда для забавы и смеха. Вот пройдет перед вами вся жизнь Человека, с ее темным началом и темным концом”.
Лучшей сценой в пьесе Л. Андреев считал бал. Обратите внимание, что эта сцена вводится в пьесу ремаркой: “Вдоль стены, на золоченых стульях, сидят гости, застывшие в чопорных позах. Туго двигаются, едва ворочая головами, так же туго говорят, не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга и отрывисто произнося, точно обрубая, только те слова, что вписаны в текст. У всех руки и кисти точно переломлены и висят тупо и надменно.
При крайнем, резко выраженном разнообразии лиц все они охвачены одним выражением: самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека”.
Закончив работу над драмой “Жизнь Человека”, Л. Н. Андреев четко сформулировал свою цель: “Хочу реформировать драму”. В письме к К. С. Станиславскому он раскрывает суть этой реформы: “Если в Чехове и даже Метерлинке сцена должна дать жизнь, то здесь, в этом представлении, сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать… что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то: “и горе, и радость должны быть только представлены, причем возможно холоднее и отвлеченнее””.
Обратите внимание на особенности стиля драмы. Повторение реплик создает автоматизм действия. Гости, присутствующие на балу произносят одну и ту же фразу: “Как богато. Как пышно.
Как светло. Какая честь. Честь. Честь.
Честь”. Жесты – механические, фигуры безличны. Композиция состоит из ряда обобщающих фрагментов – “ступеней” человеческой жизни (рождение, бедность, богатство, слава, несчастье, смерть).
Чувства и эмоции Человека выражены при помощи гиперболы. Контрастна световая и цветовая гамма.
В. Э. Мейерхольд осуществил сценическую постановку пьесы в 1907 году. “Общество русских драматических писателей и оперных композиторов” присудило Андрееву за эту работу премию имени А. С. Грибоедова.
Затем были написаны драмы “Царь Голод” (1908), “Анатэ-ма” (1910) и др. С 1912 по 1916 год Андреев создал одиннадцать пьес и ряд сатирических миниатюр, в которых отразилась напряженная внутренняя жизнь героев. Воздействие пошлой обыденности на человеческую душу приобрело предельно трагическое звучание.
Андреев хотел показать в драматургии поиск человеком высших ценностей. Так родилась идея “театра панпсихэ”. Писатель всегда восхищался драматургией Чехова, но решил идти дальше.
В его драмах обыденное существование предельно упрощается, обедняется, сквозь него проступает напряженное духовное, внутреннее действие. В человеческой душе, как представлялось Андрееву, происходит столкновение высшего “мирового сознания” с низменным существованием. В этом заключалась “трагедия повседневности”, преодолеть которую можно, лишь пробудив подлинную природу человека.