Проблема добра и зла в прозе Л. Н. Андреева
Леонид Андреев – один из самых самобытных и талантливых писателей начала 20 века. Его творчество пронизано философскими темами и мотивами. Одной из ведущих проблем его творчества была проблема добра и зла.
Рассмотрим ее на примере рассказа Андреева “Кусака”.
В центре рассказа – история бездомной собаки, которая не видела в своей жизни ни ласки, ни любви, а встречалась лишь с человеческой жестокостью. Это наполнило Кусаку злобой и недоверием ко всему миру. Весной сюда приехала приличная, интеллигентная семья.
Они приласкали
Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака еще бездомная собака, ее никто не любит: “Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу”. Во второй части она знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется.
От еды ее шерсть начала лосниться. Кусака стала ленивой и ласковой, она поняла, что “если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу”. Писатель показывает, как ласка, участие, добро меняет,
Но сезон закончился, и Кусаку бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: “Собака выла…”
Но этот рассказ не только о жестоком обращении с животным. Андреев показывает, что не может быть маленькой жестокости, маленького Зла. Начав с плохого обращения к собаке, Зло разрастается, переходит на людей, завладевает миром. Неслучайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой.
Люди, способные на предательство домашнего любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьями. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом дома избил свою жену.
Андреев показывает, что не может быть относительного Добра и Зла, маленького или большого. Все в мире взаимосвязано, малое дает начало большому, глобальному. Очень важно, чтобы это малое было Добро, способное преображать и изменять в лучшую сторону.
- Отзыв на рассказ Леонида Андреева “Кусака” Леонид Андреев – замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: “Петька на даче”, “Гостинец”, “Кусака” и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, — бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых. Проблему отношений между людьми […]...
- Проблема добра й зла в прозі Л. Н. Андрєєва Леонід Андрєєв – один із самих самобутніх і талановитих письменників початку 20 століття. Його творчість пронизана філософськими темами й мотивами. Однієї із провідних проблем його творчості була проблема добра й зла. Розглянемо її на прикладі оповідання Андрєєва “Кусака”. У центрі оповідання – історія бездомного собаки, що не бачила у своєму житті ні пещення, ні любові, […]...
- Краткое содержание рассказа Андреева “Кусака” Собака всю жизнь копит злобу на мир, где ее обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу, поселяется под ее террасой и бескорыстно ее сторожит. Весной приезжают дачники. Первой собака знакомится с девушкой, гимназисткой Лелей. При первой встрече собака ее пугает, выпрыгивает из-за кустов и отрывает кусок от платья. Со временем люди […]...
- Сочинение о рассказе Л. Андреева “Кусака” Выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, Леонид Андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. Но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. Рассказ писателя “Кусака” именно об этом. Выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: […]...
- Сочинение-рассуждение 15.2 на ОГЭ 2015 года По тесту 23 сборника тестов И. П. Цыбулько Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви”. “Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее […]...
- Анализ рассказа Л. Н. Андреева “Кусака” 1) Особенности жанра. Рассказ – эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Произведение Л. Н. Андреева “Кусака” написано в жанре рассказа. В своих художественных произведениях Л. Н. Андреев продолжает литературную традицию писателей XIX века – защищает униженных и оскорбленных. 2) Тематика и проблематика рассказа. Л. Н. Андреев […]...
- Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева “Кусака” Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева “Кусака” Гуманистический пафос рассказа Л. Н. Андреева “Кусака” 1. Автобиографичность рассказа. 2. Жизнь бездомной Кусаки. 3. Обретение хозяев. 4. Разочарование в людях. Писатель Леонид Андреев вырос в бедной, почти нищей семье и хорошо знал на собственном опыте, что значит голод и как холодно бывает зимой, когда не на что […]...
- Проблема любви и предательства в повести Андреева “Иуда Искариот” Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества. Жизнь русских людей […]...
- Пересказ произведения “Кусака” Андреева Л. Н План пересказа 1. Жизнь бездомной собаки. 2. Дачники дают собаке имя и постепенно приручают ее. 3. Кусака счастлива оттого, что нужна людям и любима ими. 4. Дачники уезжают, а Кусака остается. 5. Горе брошенной собаки. Пересказ I Собака была ничьей, у нее не было имени, и неизвестно, где она зимовала и что ела. Дворовые собаки […]...
- Человек и “братья наши меньшие” в литературе Все в природе взаимосвязано. Человек – ее порождение, он неразрывно связан с окружающим миром и зависим от него. Зверь тоже является дитем природы, которому свойственны любовь, преданность, страдания. Люди наделены умом и благородством, но порой не ценят преданности братьев наших меньших, играя их судьбами, как игрушками. Человек порой совершает предательство, даже не замечая этого. Постепенно […]...
- Проблема добра і зла в комедії Вольтера “Простак” Справжнє ім’я – Жан-Франсуа Аруе. “Це була не людина, це був – час”, – так сказав В. Гюго про видатного французького просвітителя, філософа, вченого, поета, драматурга, прозаїка, захисника свободи. Вольтєр вірив в ідею мудрого короля, але згодом розчарувався уній, побачивши, що його ідеал, Фрідріх II, не втілює у собі тих рис, які слід мати справедливому […]...
- Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, […]...
- Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Творческий путь М. А. Булгакова (1891 – 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен – социальных, бытовых, религиозных. Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за “весь распорядок жизни на земле”. В своих произведениях он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные. В последнем своем романе “Мастер и Маргарита” Булгаков сумел […]...
- Проблема добра и зла в романе Достоевского “Преступление и наказание” Проблема всего творчества Достоевского – определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке. В столкновении своих героев Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной […]...
- Проблема проявления добра и зла (по тексту Дудинцева) Что представляют из себя добро и зло? И почему сегодня человек несет другим больше зла, чем добра? Именно над этими вопросами задумался автор данного нам текста Дудинцев. Писатель поднимает важную проблему проявления добра и зла. “… Добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя – под великое добро”. Мне кажется предложенный текст Дудинцева именно […]...
- Сочинение анализ по рассказу Андреева “Красный смех” В 1904 году был написан рассказ “Красный смех” – остро эмоциональный отклик на русско-японскую войну. Это, по словам автора, “дерзостная попытка, сидя в Грузинах, дать психологию настоящей войны. Однако войны Андреев не знал и потому, несмотря на свою необычайную интуицию, не смог дать правильной психологии войны. Отсюда нервная возбужденность в рассказе, доходящая порой до истерического […]...
- Анализ рассказа “Красный смех” Андреева Л. Н “Красный смех” Рассказ написан по материалам газетных репортажей и воспоминаниям очевидцев о русско-японской войне. “Безумие и ужас” всякой войны Л. Андреев показал через иррациональный образ Красного смеха, созданный болезненной фантазией главного героя, который постоянно находится в психическом напряжении. Обратите внимание на глаголы, которые передают его состояние, – “кажется”, “видится”, “мерещится”. События в рассказе представлены в […]...
- Мое любимое произведение Леонида Андреева Моим любимым рассказом Андреева является “Баргамот и Гараська”. Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился как подлинный русский реалист и в то же время как писатель, обладающий своей неповторимой манерой. “Баргамот и Гараська” – “пасхальный” рассказ. […]...
- Проблема добра и зла как философско-нравственная в романе “Мастер и Маргарита” Раскрой мои книги, В них сказано все. Что случится. А. Блок .Прочитана последняя страница. Я откладываю книгу в сторону, но еще долго нахожусь в гуще событий, возвращаюсь к любимым героям вновь и вновь. Эти чувства я испытала, когда закончила читать роман Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это произведение привлекает к себе внимание не только […]...
- Анализ рассказа “Петька на даче” Андреева Л. Н “Петька на даче” Рассказ “Петька на даче” впервые опубликован в “Журнале для всех” в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А. П. Чехова “Ванька”. В центре […]...
- Последние годы жизни Л. Н. Андреева С началом Первой мировой войны Андреев стал уделять больше внимания публицистике. Он не разделял позицию тех, кто считал, что поражение в войне необходимо для революции – его публикации патриотичны. Писателю казалось, что “…разгром Германии будет разгромом всеевропейской реакции и началом целого цикла европейских революций”. “Отсюда, – писал он, – и я, автор “Красного смеха” (как-никак!), […]...
- Сочинение на тему: “Особенность и проблематика рассказов Л. Андреева” Леонид Андреев – один из наиболее неоднозначно воспринимаемых писателей своего времени. Основным качеством его творчества является неоднозначность трактовки, нецельность. Он ставит вопросы, но не дает на них однозначных, стопроцентных ответов. Сам писатель говорил о себе: “Кто знает меня из критиков? Кажется, никто Любит? Тоже никто. Но некоторые читатели любят – если не знают. Кто они? […]...
- Личность Леонида Андреева Андреев начинал как наивный, непритязательный, довольно сентиментальный реалист в старой “филантропической” традиции, в манере, больше напоминающей Короленко, чем Горького, – и именно этими рассказами привлек к себе внимание (Бергамот и Гараська, Ангелочек). Но довольно скоро он выработал свой собственный стиль – вернее, два стиля, ни один из которых не был вполне его собственным. Один из […]...
- Литературные учителя Андреева Л. Н По тематике ранние рассказы Андреева близки прозе Г. И. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ч. Диккенса. В них описывается быт социальных низов. В основе сюжета часто оказывалась трогательная пасхальная или рождественская история, в которой действовали положительные и отрицательные герои. Герой рассказа “Петька на даче” (1899) – забитый десятилетний ребенок, похожий на “состарившегося карлика”. Особенность Андреева-писателя в […]...
- Проблема добра и зла в трагедии В. Шекспира “Гамлет” Сочинение на тему произведения В. Шекспира “Гамлет”. Было бы просто, если бы я сейчас написал, что Гамлет и кто-то там еще – это святое воинство добра, а Клавдий и еще тот, тот и тот воплощают в себе все мировое зло. Но же я так не напишу, так как в трагедии Шекспира “Гамлет” нет “профессиональных” носителей […]...
- Образ безвыходно страшной жизни в произведениях Андреева Во многих случаях отклики на произведения Андреева были отрицательными. Почти единодушно был осужден рассказ “Бездна”. Идея рассказа довольно сложна. В нем можно усмотреть обличение лицемерия буржуазной морали: герой рассказа гимназист Немовецкий, воспитанный в добропорядочной буржуазной семье, перед лицом нравственного испытания оказался побежден зоологическими инстинктами, надругавшись над потерявшей сознание девушкой (своей возлюбленной!), до этого изнасилованной одичавшими […]...
- Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) Творчество Леонида Андреева – яркая страница в истории русской литературы начала XX века. Сама личность писателя вызывала и вызывает пристальный интерес своей сложностью и противоречивостью, отразившимися в его произведениях. Его высоко ценили Л. Толстой, Чехов, Короленко, Михайловский. Публикация ряда его рассказов, постановка пьес становились литературными и театральными событиями, предметом острых споров и дискуссий. Видное место […]...
- Человек и время в рассказах Л. Н. Андреева Творчество Леонида Николаевича Андреева, так волновавшее современников, служившее предметом полемики и породившее обширную критическую литературу, несомненно, должно быть отнесено к числу наиболее сложных и противоречивых явлений в истории русской культуры конца XIX – начала XX века. Писатель большого таланта, оригинальный художник со своим романтико-трагическим видением мира, Леонид Андреев в яркой и своеобразной форме запечатлел некоторые […]...
- Кутузов и проблема простоты, добра и правды (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Обращаясь к историческим событиям, Л. Н. Толстой стремится прежде всего определить их нравственный смысл. Все реальные люди и вымышленные герои, участники великого действа 1812 года (Берг, старики Ростовы, Наташа, смоленский купец и московский генерал-губернатор, Николай, Пьер, князь Андрей, Долохов, Наполеон и Кутузов), – все оценены по единому критерию. Это нравственность. Критерии добра, красоты, простоты и […]...
- Кутузов и проблема “простоты, добра и правды” в романе Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – масштабное эпическое произведение. В нем сосуществуют вымышленные герои и реальные исторические лица. Образ Кутузова – творческая удача Толстого. Главнокомандующий предстает в произведении обычным человеком со своими слабостями и старческой немощью, но в этой простоте и естественности и воплощена та гениальность, которая позволила Кутузову защитить отечество в войну […]...
- Євген Гуцало “Лось”. Вічне протистояння добра і зла. Співчуття, милосердя – шлях до перемоги добра Тема: Євген Гуцало “Лось”. Вічне протистояння добра І зла. Співчуття, милосердя – шлях до перемоги добра. Мета: навчати учнів аналізувати художній текст: добирати цитати З тексту на підтвердження власних думок; Розвивати вміння виділяти в тексті і пояснювати Найбільш захоплюючий фрагмент; образне мислення, творчу уяву; Виховувати в учнів відразу до лицемірства, жорстокості, Усвідомлення турботи про світ […]...
- Анализ повести “Иуда Искариот” Андреева Л. Н “Психология предательства” – основная тема повести Л. Андреева “Иуда Искариот”-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь – вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, […]...
- Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева “Петька на даче” I. Вводная часть На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова ” Железная дорога“, рассматривали художественный прием, который использовал автор в стихотворении. Как он называется? (Антитеза.) – Что противопоставляется в стихотворении? (Гармоничность природы и несправедливость общества.) Один из героев этого стихотворения – ребенок. Именно через ребенка острота противопоставления передается с особой силой. Сейчас я […]...
- Проблема взаимоотношения человека и собаки по тексту Вертеля (“Лучшее время для охоты…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания произведение Леонида Вячеславовича Вертеля, в котором четко описана проблема взаимоотношения человека и собаки. Размышляя над этой проблемой, автор обращается к рассказу человека, решившего поохотиться в конце октября на зайца. Все начиналось хорошо, но потом чуть было не обернулось несчастьем. Желая угодить хозяину, собака в погоне за зайцем провалилась под лед. Рассказчик […]...
- Сочинение по рассказу Андреева Л. Н. “Петька на даче” Рассказ “Петька на даче” впервые опубликован в “Журнале для всех” в 1899. В его основу легла история однофамильца писателя Ивана Андреева. Он считался самым модным парикмахером Москвы. Рассказ относится к остросоциальным произведениям и часто сопоставляется в критике с близким к нему по сюжету и проблематике произведением А. П. Чехова “Ванька”. В центре рассказа “Петька на […]...
- Поиски смысла жизни Андреева Л. Н Л. Н. Андреев получил признание, но в душе покоя не было. Он продолжал искать правду, мечтал о переменах к лучшему. “Много думаю о себе, о своей жизни… Кто я? До каких неведомых и страшных границ дойдет мое отрицание? Вечное “нет” – сменится ли оно хоть каким-нибудь “да”? И правда ли, что “бунтом жить нельзя”? Не […]...
- Проблема нравственного выбора в прозе Булгакова Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Добро будет “открываться” человеку, освещая ему путь к истине. Не всегда носителями добра и зла бывают разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека. Роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” посвящен […]...
- Пафос жизнеутверждения, десткие образы и гуманизм в творчесве Леонида Андреева В 1905 году был написан рассказ “Христиане”, в котором беспощадно обличается лицемерие царского суда. Рассказ высоко оценил Л. Толстой, а описание суда он назвал превосходным. Лицемерию и ханжеству судей Андреев противопоставил честность и порядочность проститутки, отказавшейся принять церковную присягу под тем предлогом, что, занимаясь позорным ремеслом, она не имеет права называться христианкой. “Христиане” были сильным […]...
- Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира “Гамлет” (Второй вариант) …Сами по себе вещи не бывают хорошими И дурными, а только в нашей оценке. В. Шекспир. Гамлет Со времени создания трагедии В. Шекспира “Гамлет” взгляд на ее героя постоянно менялся, поскольку изменялась сама жизнь, культура, вкусы и понятия, другим стал и театр. И если современники Шекспира были в первую очередь увлечены линией кровной мести принца […]...
- Сочинение по повести Андреева “Жизнь Василия Фивейского” Л. Андреев писал не столько со знанием предмета, сколько преследуя субъективную цель. Внешние события интересовали его постольку, поскольку они давали повод для проповеди определенной идеи, связанной с проблемой человеческой души. Для него были важны не факты, не внешняя достоверность деталей, а “образ души”, или, как он говорил, “кусочек психобиографии” человека. Вот почему в его произведениях […]...