Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева “Петька на даче”



I. Вводная часть

На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова ” Железная дорога“, рассматривали художественный прием, который использовал автор в стихотворении. Как он называется?

(Антитеза.)

– Что противопоставляется в стихотворении?

(Гармоничность природы и несправедливость общества.)

Один из героев этого стихотворения – ребенок. Именно через ребенка острота противопоставления передается с особой силой.

Сейчас я прочту вам отрывок из одного уже популярного вам рассказа. В нем тоже есть

герой-ребенок и яркая антитеза.

– Узнаете ли вы этот рассказ? Кто его автор?

(А. Чехов. “Ванька”.)

– Что заставило Ваньку написать письмо?

– Дойдет ли оно? Почему? А если бы дошло?

– Почему Чехов так заканчивает рассказ?

Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него тоже есть рассказы о несчастной судьбе детей. Один из самых известных – “Петька на даче”.

II. Беседа по рассказу

– Как жилось Петьке в парикмахерской?

– Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (Портрет героя.)

– Какие чувства он испытал, когда узнал о поездке

на дачу?

– Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?

– Какие сравнения использует автор при описании местности, которую проезжает Петька? Почему описывает мельчайшие детали?

– Как изменилась внешность Петьки на даче?

– Как чувствовал себя Петька на природе?

– Как встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался? Почему закричал?

– Как господа отнеслись к горю мальчика?

– Как ведет себя Петька в поезде, когда едет в город?

– Почему автор не описывает красоту природы, ведь мальчик возвращается той же дорогой?

– Чем была для Петьки поездка на дачу?

– Какие чувства вызвал у вас мальчик?

– Как автор относится к Петьке?

III. Обращение к живописи

Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. По­смотрите на картину Маковского “Свидание”.

– О каком свидании идет речь? Опишите героев картины. Почему они не смотрят друг другу в глаза?

– Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?

– Какие краски использовал Художник? Как вам кажется, почему?

IV. Обобщение

На доске вы видите два эпиграфа к сегодняшнему уроку. Прочитайте их. Почему они такие разные? Каким должно быть детство?

Какое оно было у детей бедняков? От кого зависит жизнь детей? Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребенка как можно счастливее?

V. Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос: “Почему рассказ называется “Петька на даче”?”

2. Если вас затронула эта тема, вы можете прочитать следующие произведения: А. И. Куприн. “Белый пудель”; М. Горький. “Дед Архип и Ленька”; Л. Н. Андреев. “Ангелочек”; В. Г. Короленко. ” Дети подземелья”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева “Петька на даче”