Поэтика и проза Леонида Андреева

Андреев родился 9 августа 1871 г. в семье частного землемера Николая Ивановича Андреева и дочери обедневшего польского помещика Анастасии Николаевны (девичья фамилия Пацковская). Детские и юношеские годы Андреева прошли в родительском доме, а в 1882 г. его отдали в орловскую классическую гимназию, где он был (по собственному признанию, учился “плохо”) девять лет. В 1889 г. умер отец будущего писателя, и семья начала бедствовать. “Отрочество и юность – очень печальные. С 15 лет я начал искать настоящую цель жизни, настоящую дружбу, настоящую

любовь.

Я искал, а ответ давала мне жизнь. Долго, очень долго я путался в добре и зле… Умер отец – бедность, потом грязная, невыносимая бедность. Время было плохое – начало девяностых годов.

Начал я сильно пить. Иногда впадал в отчаяние. Как-то попробовал застрелиться – не удалось…” – писал в 1903 году в одном из писем Андреев.

Тем не менее, вопреки всем жизненным неладам, будущий писатель, закончив гимназию, в 1891 г. потупил на юридический факультет Петербургского университета, но смог проучиться там лишь два года, поскольку его исключили “за невнесение платы”. Переведясь в Московский

университет, Андреев неожиданно получил “подарок” – Общество помощи нуждающимся оплатило его обучение. Учиться было тяжело, так как постоянно не хватало денег.

Андреев давал частные уроки, рисовал на заказ портреты. В 1892 г. под псевдонимом Л. П. (вероятно, Леонид Пацковский) Андреев ради заработка в журнале “Звезда” опубликовал первое произведение – рассказ о бедном студенте “В холоде и золоте”.

Но начало литературной карьеры Андреева приходится на 5 апреля 1898 года, когда в газете “Курьер” были опубликованы его рассказы “Баргамот и Гараська”, которые тепло встретил Максим Горький, поскольку тематически они были близки ему – тема обездоленного, брошенного на дно жизни человека, пьяницы и бродяги. К тому времени Андреев, став после окончания университета кандидатом права, работал помощником присяжного поверенного, выступая вместе с тем автором фельетонов (псевдоним Джеме Линч) и судебных репортажей. Тему “обиженных и оскорбленных” Андреев продолжил и в следующих своих рассказах – “Петька на даче” (“Петька на даче”, 1899) и “Ангелочек” (“Ангелочек”, 1899), героями которых выступают дети. Глубоким гуманизмом проникнуты рассказы “Гостинец” (“Гостинец”) и “В подвале” (“В подвале”, 1901).

В 1901 г. издательство “Знание” на средства Максима Горького напечатало первую книгу Андреева – “Рассказы”, а уже через год начало выходить собрание сочинений писателя. В 1902 г. Андреев писал К. Чуковскому: “Мне не важно, кто “он” – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Для меня важно лишь одно – что он человек и как терпит одни и те же самые бедственные жизни. Больше того, в рассказе “Кусака” героем является собака, так как все живое имеет одну душу, все живое страдает общими страданиями и в большой безликости и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”.

Творчество Андреева, с его трагическим мировосприятием, новизной проблематики и поэтики, оригинальностью мировоззрения, создало ему репутацию одного из наилучших писателей России.

Одним из наиболее значительных произведений Андреева раннего периода творчества является, безусловно, повесть “Жизнь Василия Фивейского”, где в образе сельского священника изображен библейский Иова наших дней. Вся тогдашняя критика отмечала, что произведение написано с выдающейся силой, а основная мысль проведена с чрезвычайной художественной энергией. И отдельные места, как, например, описание зимней метели, и неуверенная тревога, которая охватывает в конце повести село, и общее впечатление удручают и “передают” читателю авторский ужас. “Ужасной” была вся жизнь Василия Фивейского, на “некрасивую, кудрявую голову” которого со “зловещей и таинственной преднамеренностью стекались беды”: утопился сын, запила с тоски, а потом сгорела во время пожара жена, осталась лишь дочь-дегенератка и младший сын – злостный идиот.

Тем не менее, для главного героя каждое новое бедствие – еще один повод повторить “яркие, будто небесный огонь” слова: “Я – верю!”.

Со временем Василию Фивейскому начинает казаться, что он избранный Богом и призван облегчить человеческие страдания. Неудачная попытка воскресить умершего бедняка завершается бессмысленным бегством героя и его смертью. В “Василии Фивейском”, как и в предыдущих рассказах писателя “Вранье”, “Стена”, Андреев использует экспрессионистские художественные средства для того, чтобы наиболее полно раскрыть свою “концепцию человека: он никчемный по сравнению со Вселенной. Не существует данного небом смысла его жизнь.

Пасмурной является и действительность, которая окружает его, но, постигая это, человек не становится покорным” (К. Муратова).

По поводу этой повести, да и своего видения жизни вообще сохранилась мысль самого Андреева: “Если не в этой жизни, то в другой, обещанной, Бог должен ответить на коренные вопросы о справедливости и смысле. Если наиболее “покорному”, который принял жизнь, какой она есть, и благословил Бога, доказать, что в другом мире будет, как здесь: урядники, война, несправедливость, невинные слезы – он откажется от Бога”. Новый период творчества Андреева начался рассказом “Красный смех” (1904), навеянным кровавыми событиями российско-японской войны.

Главный герой произведения – Красный смех, который воцарился на земле. И этот абстрактно-символический образ проходит через все произведение, в котором, по точному замечанию С. Венгерова, “нет ни одного собственного имени, нет ни одного конкретного содержания, а лишь ряд бесформенных ощущений, ярких пятен, неуверенных звуков, несознательных душевных порывов и, самое главное, галлюцинаций”.

Символическим пьесам писателя присущи предельная обобщенность, т. н. “примитивная” символичность, схематичность в изображении персонажей. Приметной в этом плане является пьеса “Жизнь человека”, написанная осенью 1906 г. и удостоенная премии им. А. Грибоедова. Вся “Жизнь человека”, в которой соединились гротеск, гипербола и антитеза, нарочно написана “абстрагированно и стилизовано именно на манер старых лубков: человек рождается, имеет сначала успех, потом его преследуют беды, смерть родных и т. д. В стиле тех самых примитивов у всех действующих лиц нет имен, а имеются лишь Друзья человека, Враги человека и другие наивные персонификации старых лубков” (С.

Венгеров).

Наряду с пьесами в эти годы Андреев пишет и рассказы, наиболее значительными из которых является “Иуда Искариот”, где выведен сложный психологический образ предателя, который и любит, и ненавидит своего учителя, и “Тьма” главный герой которой – террорист Алексей прячется от полиции в публичном доме. Основная идейная направленность “Тьмы” сконцентрирована в тосте Алексея: “За нашу братию! За подлецов, за мерзавцев, за трусов, за раздавленных жизнью… За всех слепых с рождения…

Если нашими фонариками не можем просветить всю тьму, то погасим же огни и все полезем во тьму… Пьем, темнота!”.

К числу наилучших произведений о смерти в мировой литературе критика относит рассказ Андреева “Елизар”, написанный им в 1906 году. В 1911 г. Андреев создал роман “Саша Жигулев”, в котором главный герой – сын генерала, гимназист Саша Погодин собирает разбойничью банду и под выдуманным именем Саши Жигулева громит помещиков. Роман отрицательно оценил Максим Горький (“кое в чем чрезмерный пафос и перегруженность психологией”, толкование фактов “искусственное, не живое”, стиль “сладковатый и холодно сентиментальный”), что послужило причиной окончательного разрыва до этого дружеских отношений между ними.

Первую мировую войну Андреев воспринял как “борьбу демократии всего мира с цезаризмом и деспотией, представителем которой является Германия”, а позднее восторженно встречал Февральскую революцию в России и свержение самодержавия, но к победе большевиков в Октябрьской отнесся резко отрицательно (“по лужам крови идет завоеватель Ленин”). Ярко и остро он высказал свое отношение к большевистской диктатуре в публицистической статье “S. О. S.” (1919).

После провозглашения независимости Финляндии, где Андреев жил на своей даче, он оказался в эмиграции.

Андреев ушел из жизни 9 декабря 1919 года от паралича сердца. Его похоронили в местной церкви, но в 1956 г. перезахоронили на Литераторских мостиках Волкового кладбища в Ленинграде (теперь Санкт-Петербург). Поэтика Андреева оказала заметное влияние не только на русскую, а и на западноевропейскую литературу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтика и проза Леонида Андреева