Сочинение по повести Андреева Л. Н. “Жизнь Василия Фивейского”

Повесть Л. Н. Андреева “Жизнь Василия Фивейского” мож­но поставить в один ряд с такими произведениями писателя, как “Иуда Искариот”, “Христиане”, “Сын человеческий”, “Анатэ­ма”, “Савва”, составляющими богоборческую линию в творче­стве писателя. Впервые повесть была опубликована в сборнике товарищества “Знание” за 1903 год с посвящением Ф. И. Шаля­пину. В последующих изданиях посвящение было снято.

От­дельным изданием произведение было опубликовано в 1904 го­ду в Мюнхене издательством Ю. Мархлевского

(“Новости русской литературы”), а затем в 1908 году в Петербурге изда­тельством “Пробуждение”. Импульсом к созданию сюжета по­вести стал разговор с М. Горьким о горделивом попе, который под влиянием учения Л. Н. Толстого снял сан. В самом начале повествования сразу же заявлена тема су­рового и загадочного рока. Отец Василий одинок среди лю­дей.

Он потерял сына, не нашел счастья в браке. Видя вокруг себя столько горя и несправедливости, Василий порой сам се­бя пытается укрепить в христианской вере. Он обращается к небу с громкими словами: “Я – верю”.

И в этой сцене Андре­ев убедительно показывает,

что Фивейский, несмотря ни на что, порой сомневается в божественной силе. В повести “Жизнь Василия Фивейского” Л. Н. Андреев ис­пользует черты экспрессионизма, которые выражаются в сим­волах, гиперболах, преобладании лирико-субъективного начала над эпическим. Это ярко проявляется в портрете отца Василия, Андреев постоянно подчеркивает в нем глаза: “Они были ма­ленькие, ввалившиеся, черные, как уголь, и ярким светом горел в них отразившийся небесный пламень”. Максимальную выра­зительность портрет героя приобретает в сцене, когда церков­ный староста Иван Копров обвиняет отца Василия в богоот­ступническом своеволии.

Прием укрупнения портретной детали помогает Андрееву показать трагическое величие фигуры свя­щенника: “Пунцовый от гнева, Иван Порфирыч сверху взгля­нул на попа – и застыл с раскрытым ртом. На него смотрели бездонно-глубокие глаза. Ни лица, ни тела не видал Иван Порфирыч.

Одни глаза – огромные, как стена, как алтарь, зияю­щие, таинственные, повелительные – глядели на него, – и, точно обожженный, он бессознательно отмахнулся рукою и вышел, толкнувшись о притолоку толстым плечом. И в похоло­девшую спину его, как сквозь каменную стену, все еще впива­лись черные и страшные глаза”. Центральная деталь портрет­ной зарисовки – глаза – укрупняется при помощи различных изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений), гиперболизируется.

Кроме того, испепеляющая сила взгляда (а следовательно, и сила воли характера Фивейского) подчеркива­ется реакцией на него Копрова, который выходит, толкнувшись о притолоку толстым плечом. Не менее интересной в повести выглядит фигура Ивана Порфирыча. Он обрисован как богатый, счастливый и всеми уважаемый человек. В его портрете Л. Н. Андреев подчеркивает характерную деталь – черную бороду.

В суждениях герой не основателен. Возмущает, например, случай, когда он оговари­вает пришедшую в церковь попадью за пьянство. “Эту пьяницу совсем бы в церковь пускать не следовало. Стыд!” – восклица­ет герой. А ведь несчастная попадья, потерявшая сына, просто-напросто пьет с горя, а в церковь пришла за поддержкой.

Однако гибель сына не единственное испытание, которое по­сылает ей судьба. Как ни берегла свой плод обрадованная жен­щина, у нее рождается сын-идиот. Образ идиота разрастается, начинает господствовать над всей семьей. Сжимается даже сам дом.

Его обитателей постоянно мучают клопы. Откуда-то появ­ляется рваное белье и одежда – символы неустроенности, бес­порядка. Идиот нечистоплотен и озлоблен, похож на звереныша. Это одновременно символ незаслуженного горя и вырождения.

Весь ужас, который несет в себе рожденное попадьей существо, красноречиво воплощает его портрет: “И был отвратителен и страшен его вид: на узеньких, совсем еще детских плечах сидел маленький череп с огромным, неподвижным и широким лицом, как у взрослого. Что-то тревожное и пугающее было в этом ди­ком несоответствии между головой и телом, и казалось, что ре­бенок “надел зачем-то огромную и странную маску”. Постепенно тема безумия в повести разрастается. Сходит с ума и сама попадья.

Ночными тенями подступает безумие к самому Василию. Попадья напоминает ему лошадь со сломан­ным копытом, которую вели на живодерню. Ему кажется, что если бы кто-то заживо положил женщину в могилу, то посту­пил бы хорошо, такие несчастные у той глаза. Тема безумия звучит и в сцене отпевания Семена Мосягина, которого отец Василий определил работником к церков­ному старосте.

И сам Василий, и окружающие чувствуют вину священника за гибель Семена. Во время отпевания начинается гроза. Прервав чтение молитв, отец Василий подходит к гробу и пытается усилием воли воскресить мертвеца, затем выталки­вает его из гроба.

Народ, глядя на эту картину, в страхе выбе­гает из храма, полагая, что в священника вселились бесы. Важную роль в повести играет пейзаж. Природа оттеняет переживания героев, но, помимо этого, и сама живет своей не­зависимой жизнью.

Осенняя ночь, сопутствовавшая безумной страсти несчастной попадьи, описывается как страдающее и одинокое существо: “В наглухо закрытые ставни упорно сту­чал осенний дождь, и тяжко и глубоко вздыхала ненастная ночь”, “Под долгие стоны осенней ночи”, “Бесприютностью дышала осенняя ночь”, “Ночь молчала”, “Ненарушимая и грозная тишина смыкалась и душила, начинала гудеть”, “Как саван облипала его глухая и бесстрастная тишина”, “Тьма разбегалась перед ним, длинными тенями забегала сзади и лу­каво кралась по пятам”. Отец Василий сопоставляется в повести с библейским праведником Иовом. Однако Фивейский не раз восстает про­тив бога, рока и несправедливости, мечтает снять сан и уехать с женой куда-нибудь, а идиота отдать в приют.

Но жена сгора­ет во время пожара. В конце концов отец Василий гибнет. В последние минуты ему кажется, что небо охвачено огнем и рушится мир.

И этот финал выглядит закономерным для твор­чества Л. H. Андреева, так как в нем всесильный рок оказыва­ется сильнее человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение по повести Андреева Л. Н. “Жизнь Василия Фивейского”