Литературные учителя Андреева Л. Н



По тематике ранние рассказы Андреева близки прозе Г. И. Успенского, Н. Г. Помяловского, Ч. Диккенса. В них описывается быт социальных низов. В основе сюжета часто оказывалась трогательная пасхальная или рождественская история, в которой действовали положительные и отрицательные герои.

Герой рассказа “Петька на даче” (1899) – забитый десятилетний ребенок, похожий на “состарившегося карлика”. Особенность Андреева-писателя в том, что он вмешивается в судьбу своих героев, и судьба Петьки по воле автора меняется в лучшую сторону.

Обратите внимание, что в реалистическом рассказе появляются новые ноты. Андреев как будто утверждает возможность чуда.

Уже в его ранних произведениях проявляются “мятежи внутри человека” (М. Горький), проникнутые идеями демократизма и гуманизма. Он творчески воспринял опыт Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова и обратился к психологическим проблемам.
С М. Горьким, который стал для молодого писателя наставником и ввел в большую литературу, Андреев познакомился в
1900 году. На средства Горького издательство “Знание” выпустило первую книгу Андреева “Рассказы” (1901). Л. Андреев считал Горького своим

учителем, который научил его “строгому отношению к работе и помог отыскать самого себя”: “Горький первый обратил серьезное внимание на мою беллетристику (именно на первый мой напечатанный рассказ “Баргамот и Га-раська”), написал мне, затем в течение многих лет оказывал мне неоценимую услугу и поддержку своим всегда искренним, всегда умным советом”.
Своим учителем Андреев считал и Л. Н. Толстого: “Толстой прошел надо мной и остался во мне. Выше Толстого я никого не знаю, каждое его произведение считаю образцом искусства и мерилом художественности”. В этом нет противоречия, как отмечают литературоведы, Горький “был товарищем по литературному цеху”, а Толстой – “критерием отношения и к жизни, и к литературе”. Добавим еще, что по мироощущению Андрееву был близок Ф. М. Достоевский.

В письме к Вл. Немировичу-Данченко Андреев говорил о своей пьесе “Милые призраки”: “Как увидите, это нечто “из Достоевского” – кусок его психобиографии. Конечно, все факты, за исключением прихода Некрасова и Белинского, вымышлены, но мне важны были не факты, а его душа. Он даже носит в пьесе другую фамилию…

Сквозь создания Достоевского к его жизни и духу – вот мой путь, не знаю, историчен ли Достоевский моей пьесы, но думаю, что в каком-то важном плане он глубоко подлинен”. В 1907 году Андреев расходится с М. Горьким в оценке символистов, отказывается сотрудничать в “Знании” и выбирает в литературесвой путь. “Как был, так и остался вне партий”, – признавался он, хотя на все перемены в политической жизни откликался незамедлительно. В его произведениях звучали бунтарские мотивы, он выступал против порабощения воли человека. Эта позиция проявлялась в сфере художественного мышления писателя: “…по существу моей литературной деятельности – я революционер, но это не то революциоиррство, которое требуется моментом”.

Это явилось причиной полного разрыва с Горьким и ухода Андреева из лагеря реалистов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Литературные учителя Андреева Л. Н