“Дорогая собака”, анализ рассказа Чехова



Рассказ “Дорогая собака”, написанный Чеховым в 1885 году, относится к раннему периоду творчества писателя. Середина 1880-х гг. – время расцвета Чехова как миниатюриста, автора коротких юмористических рассказов. Рассказ за подписью А. Чехонте был опубликован в ноябре 1885 года в юмористическом журнале “Осколки”, с которым в это время сотрудничал писатель.

Чехов включил рассказ в вышедший в 1887 году сборник “Невинные речи”. В 1889 году без разрешения писателя миниатюра была перепечатана под названием “Собака” в журнале “Сверчок”. При подготовке текста для включения в собрание сочинений Чехов изменил фамилию поручика (с Дубоносова на Дубов) и устранил вульгаризмы и бранные слова. Кроме того, автор дополнил последнюю фразу Дубова словами “п-п-подлая”, “Мерзкая собака!

Отвратительная!”, “помесь дворняжки со свиньей”, усилив эмоциональную характерность речи раздосадованного поручика.

Сам Чехов отмечал, что рассказы, подобные “Дорогой собаке”, он “пишет обыкновенно наотмашь”. В рассказе преобладает яркое анекдотическое

начало, а юмор весьма беззаботен.

Пережив в 1880-е гг. восторженное увлечение Гоголем, Чехов в рассказе “Дорогая собака” создает ситуацию, максимально приближенную к эпизоду “Мертвых душ”. У Гоголя помещик Ноздрев поочередно предлагал Чичикову купить у него жеребца, кобылу, собак и даже шарманку. У Чехова Дубов также настойчиво и назойливо предлагает своему приятелю Кнапсу купить у него собаку. В начале диалога, подобно гоголевскому персонажу, гордившемуся “бочковатостью ребр и комкостью лап” своих щенков, поручик расхваливает поразительную стойку, нюх и внешний вид Милки: “Морда одна чего стоит!”.

Чехов точно воспроизводит речевую манеру Ноздрева: Дубов так же, как и Ноздрев, преувеличивает, “льет пули”. В речи поручика постоянно мелькают незаконченные фразы, восклицательные интонации сменяются вопросительными. Манера поведения Дубова напоминает гоголевского героя: чувство расположенности внезапно сменяется неприязнью, а восторженные слова – резкостями и бранью.

Пытаясь найти собственные сюжетные решения. Чехов использует шаржированное сгущение красок: Дубов так хочет продать Милку, что даже пытается выдать ее за кобеля.

Писатель использует в рассказе ступенчатую композицию, последовательно переходя от исходной ситуации к противоположному ей по содержанию финалу. Начатая содержательная тема при этом постепенно снижается и в конце рассказа снимается. Особенность композиции “Дорогой собаки” – быстрое, динамичное развертывание линейного сюжета.

Писатель одним предложением вводит читателя в суть изложения. Финал произведения контрастирует с началом рассказа: Дубов готов отдать собаку не за 200 рублей, а даром; Милка из “чистокровного английского сеттера” превращается в помесь “дворняжки со свиньей”.

Новеллу отличает поразительная краткость, обусловленная требованиями юмористических журналов к объему рассказов – не более 100 строк. Краткость достигается за счет малого количества персонажей: в рассказе фигурируют два героя – поручик Дубов и его приятель Кнапс. При предельно малой форме удивительно емко и широко раскрыты характеры героев рассказа.

Рассказ написан от третьего лица, авторская речь в нем практически отсутствует. Главная роль в миниатюре принадлежит диалогу, при помощи которого в рассказе организуется передача движения. Портретная характеристика героев в рассказе отсутствует, характер героев раскрывается через речь – динамичную, имеющую разнообразные интонации, сопровождающуюся выразительной жестикуляцией.

В рассказе “Дорогая собака” Чехов использует смех, как такой способ восприятия окружающего мира, который позволяет открыть то, что невозможно увидеть в серьезном ракурсе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Дорогая собака”, анализ рассказа Чехова