“Толстый и тонкий”, анализ рассказа Чехова

Рассказ “Толстый и тонкий” (1883) относится к раннему периоду творчества А. П. Чехова. Рассказ очень мал по объему, так как написан необыкновенно емко и концентрированно. Признанный мастер, Чехов умел “коротко говорить о длинных вещах”.

При этом авторская позиция в рассказе намеренно не акцентирована – читатель сам может сделать выводы на основании прочитанного.

Жанр произведения – рассказ, написанный в лучших традициях критического реализма. В рассказе ярко проявлены черты индивидуального писательского стиля Чехова:

быстрое развитие сюжета, лаконичность, внимание к выразительным деталям, точность языка.

Проблематика рассказа

В рассказе Чехов показывает зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Автор с присущим ему тонким юмором высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Чехов правдиво и беспощадно рисует картину мира “тонких”, мира рабской психологии.

Трагизм заключается в потере такими людьми своего “я”, утрате чувства личности.

Особенности
сюжетной композиции рассказа

Произведение отличает предельно краткая Экспозиция, выраженная одним предложением. Даже из него можно сделать два вывода. Во-первых, писатель использует антитезу, говоря о том, что один приятель – толстый, другой – тонкий, уже этим противопоставляя их друг другу.

Во-вторых. Николаевская железная дорога соединяла Москву и Петербург; основными ее пассажирами были чиновники. Можно предположить, что в рассказе пойдет речь именно о них.

Завязкой служит неожиданная встреча двух друзей детства – Михаила и Порфирия.

Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда “тонкий” узнает, что “толстый” имеет чин тайного советника. В остросоциальной Развязке резко меняется поведение “тонкого” и его семьи. “Тонкий” начинает подобострастничать перед “толстым”: обращение на “ты” сменяется “вашим превосходительством”, в речи Порфирия появляется высокий стиль (“милостивое внимание”).

Особый прием писателя – незаконченные предложения – словно позволяет услышать, как прерывается дыхание “тонкого” от почтительности. “Толстого” ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством “тонкого”.

Система персонажей

Отличительная особенность рассказа – отточенность психологических характеристик героев. Отношения между главными персонажами – “толстым” и “тонким” – основаны на противопоставлении двух героев.

В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчеркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от “толстого”, пообедавшего в ресторане вокзала, пахло “хересом и флер-д’оранжем”, от “тонкого” – “ветчиной и кофейной гущей”.

Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев – “толстый” “поморщился”, в то время как “тонкий побледнел, окаменел”, “съежился, сгорбился, сузился”. У “толстого” остается прежнее обращение к Порфирию на “ты”, а у “тонкого” появляется “вы” – “Что вы-с…”.

Введение второстепенных персонажей жены и сына “тонкого” помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.

Анализ стилистических особенностей

Рассказ написан в Художественном стиле с использованием элементов Разговорного стиля.

Раскрывая характер героев при помощи контрастного изображения, Чехов широко использует разнообразные стилистические приемы: антонимы, сравнения, метафоры, аллитерацию, синтаксическую антитезу, многократное повторение союза “а”.

На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику (“голубчик”, “батюшки”), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.

Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своем произведении духовные болезни общества, призывая “по капле выдавливать из себя раба”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Толстый и тонкий”, анализ рассказа Чехова