“Святая простота”, анализ рассказа Чехова
История создания
Рассказ “Святая простота” был напечатан в “Петербургской газете” за 9 декабря 1885 г., в отделе “Летучие заметки”. Он подписан псевдонимом “А. Чехонте” и не был включен Чеховым в полное собрание сочинений.
Эпизод с адвокатом, оплатившим стоимость целого спектакля, правдив. Известный адвокат Плевако, оказавшийся в провинциальном городе, уплатил сумму полного сбора и смотрел спектакль в пустом зале с галерки.
Литературное направление, жанр
“Святая простота” – газетный юмористический
Проблематика
Социальная проблема, поднятая в рассказе, – пропасть между жизнью преуспевающей столичной интеллигенции и провинциальным прозябанием. Нравственная проблема – равнодушие преуспевающего
Во всяком случае, невозможно сказать нечто такое, что другой стороной будет правильно понято. Тем не менее, всем тоном и сутью рассказа и без малейшего намека на морализаторство Чехов дает читателю почувствовать и понять всю ненормальность “простительного”, с обывательской точки зрения, полного безразличия сына к судьбе отца.
Герои рассказа
В рассказе два героя: провинциальный священник Савва Жезлов и его сын Александр, “известный московский адвокат”.
Отец Савва, “святая простота”, не только окончил в свое время Киевскую академию, подобно Тарасу Бульбе и его сыновьям, но так же, как они, настолько горд этим фактом, что в первый же момент встречи старается “настроить себя на “ученый” лад” и заводит речь о своем классическом образовании – так же, как и им, совершенно не пригодившемся в жизни.
Александр – человек из другого мира. Его юридическое образование и адвокатский дар – это то, что на самом деле ставит его выше обычных, “простых” людей и в материальном, и в моральном отношении. Когда отец, не веря в фантастические, с его точки зрения, заработки сына, спрашивает, за что же платят такие деньги, тот отвечает кратко: “За талант”.
Однако жизненный успех Александра превратил его в равнодушного циника, сноба, сибарита и гедониста с оттенком русского купеческого размаха. Приехав на процесс в родную губернию, он, скучая по вечерам, оплачивает спектакль в театре, будучи его единственным зрителем, но ему и в голову не приходит вместо этого навестить отца, которого он не видел “лет 12 – 15”. И только на следующий год, приехав на процесс уже непосредственно в родной уездный город, он останавливается у отца, за обедом приговаривая:
– Не знал я, что у тебя стерляди такие, а то бы я к тебе в прошлом году приехал.
Сюжет и композиция
Сюжет рассказа можно описать словами ” Хлестаков наоборот”. Гоголевский герой без всяких на то оснований уверял провинциалов в том, что он играет в столице важную роль и его знает весь Петербург – и ему верили. Александр Жезлов говорит отцу: “В иной год тысяч тридцать зарабатываю”, “Вся Москва меня знает” и т. п. Но родной отец никак не может ему поверить и торжественно сообщает, что за 40 лет честного труда скопил для сына наследство – полторы тысячи, которые и достанутся Александру после смерти отца: “Но не транжирь их и храни…” На что сын отвечает, что положит эти деньги “под стекло, как знак родительской любви”.
Отец слегка обижен, “но чувство обиды и конфуза скоро прошло”. В финале мы застаем его в передней, обнимающим, целующим и крестящим шубу сына.
Стилевые особенности
В рассказе практически нет описаний – только диалоги с краткими, точными и эмоционально выразительными авторскими ремарками: сын “прикатил нежданно-негаданно”, отец “побледнел, затрясся всем телом и окаменел” и т. д.