“Альбом”, анализ рассказа Чехова



История создания

Рассказ “Альбом” был написан в апреле 1884 г. 24-летним Чеховым и напечатан 5 мая 1884 г. в №18 журнала “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте. Для собрания сочинений Чехов сократил текст, превратив рассказ в двухстраничную миниатюру.

Литературное направление, жанр

“Альбом” – миниатюрный реалистический юмористический рассказ.

Проблематика

В крошечном рассказе поднимаются общечеловеческие проблемы.

На первом месте – подвергнутое осмеянию лицемерие чиновников. Лицемерны Кратеров и

Закусин, поздравляющие своего начальника Жмыхова с юбилеем. Их речь состоит из слов в высоком стиле, но совершенно лишена смысла: “И да развевается… ваш стяг еще долго-долго на поприще гения, труда и общественного самосознания”.

Лицемерен юбиляр Жмыхов, который сначала растроган до слез и считает альбом с фотографиями подчиненных высшей наградой за службу “не букве, а долгу”, а потом смеется вместе с сынишкой над испорченным портретом подчиненного.

Лицемерна даже дочь-гимназистка, которая называет альбомчик хорошеньким, при гостях обещает спрятать, а сама на следующий день выбрасывает из

него фотографии чиновников. Нет лицемерия только в маленьком Коле, который дорисовывает чиновникам бороды и усы, прокалывает им булавкой глаза и играет в солдатики. Мальчик не скрывает своих поступков, ведь он подобрал то, что выбросила старшая сестра, и папа не ругает его за шалость.

В чеховских рассказах устами младенца глаголет истина. Коля обращает внимание читателя на другую, более глубокую, проблему: Жмыхов и его семья не только лицемерны, но и бездушны. Жмыхов искренне тронут поздравлением подчиненных, так что начинает думать, что “он в самом деле принес отечеству очень много пользы”. Но при этом юбиляр не ценит поздравляющих его коллег.

Его дочь Оля знает, что альбом не дорог отцу, что ценность альбома – в его стоимости (50 рублей). Тем более чиновники ничего не значат для Коли.

Герои рассказа

Юбиляра статского советника Жмыхова, чиновника 4 класса, поздравляют коллеги, которые служат под его началом 10 лет. Эта честь предоставлена титулярному советнику Кратерову, чиновнику 9 класса, которому немного подсказывает Закусин. Когда Жмыхов целуется с Кратеровым, тот бледнеет от восторга.

Почему ему выпала честь сказать речь: то ли он старается выслужиться, то ли искренне восхищается начальником?

Не случайно именно Кратерова сын Жмыхова выделил из других чиновников и, превратив в монумент, понес показывать отцу. Это та честь, которой пока удостоился делающий карьеру чиновник. Но, может быть, со временем он заслужит настоящий памятник…

Семью Жмыхова представляют его дети: гимназистка Оля и маленький Коля. Может показаться, что дети Жмыхова не уважают отца или плохо воспитаны: Оля бросает на пол портреты коллег отца, Коля разукрашивает их. Читатель ждет в конце рассказа сурового наказания для гадких детей. Но ничего подобного не происходит: Жмыхов хохочет, умиляется и целует Колю.

Дети чувствуют настроение и отношение отца, не обманывают его ожиданий.

Где-то “за кадром” угадывается жена Жмыхова, к которой чиновник отправляет сына, чтобы тот показал “монумент” Кратерова. Читатель догадывается, что и мать не отругает Колю за проступок.

Сюжет и композиция

Рассказ делится на две равные части. Первая – поздравление Жмыхова коллегами-подчиненными. Бессмысленная и формальная речь растрогала юбиляра, а потом слезы Жмыхова умилили коллег. Читатель теряется в догадках: насколько искренни чувства чиновников?

Ответ он находит во второй части.

Вторая часть занимает больше времени. На юбилейном обеде в кругу семьи и друзей Жмыхов показывает альбом, который уносит дочь. На следующий день дети находят альбому и фотографиям новое применение.

Стилевые особенности

Чехов виртуозно использует деталь. Самая важная – альбом, проявляющий истинную сущность героев. Увидев альбом, Оля говорит о его цене. Эта деталь показывает, что в альбоме она ценит только форму, то есть сам альбом.

Содержание (фотографии) ничего не стоят, как и люди, изображенные на них.

Еще одна деталь – фотографии, брошенные на пол. Так в этой семье относятся к низшим по званию.

То, что Оля заменила в альбоме вицмундиры на белые пелеринки подруг, свидетельствует об одинаковых ценностях поколений: все решает форма, внешнее.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Альбом”, анализ рассказа Чехова