Деталь. Символ. Подтекст
Деталь. Символ. Подтекст
Деталь — это выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.
В рассказе Чехова «Хамелеон» выразительной деталью является, например, шинель полицейского надзирателя Очумелова. На протяжении повествования герой несколько раз то снимает шинель, то надевает вновь, то
Символ — художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями. Символ говорит о том, что существует некий другой смысл, который не совпадает с самим образом, не тождественен ему.
Символ, подобно метафоре и аллегории, образует переносные значения на основе связи между предметами и явлениями. Но в то же время символ резко отличается от метафоры и аллегории, потому что имеет не одно, а безграничное количество значений. Например, «весна» может символизировать
Символ отличает от метафоры и то, что метафору обычно связывают с конкретным предметом, а символ стремится обозначить вечное и ускользающее. Метафора углубляет понимание реальности, а символ уводит за ее пределы, стремясь постичь «высшую» реальность. Так, Прекрасная Дама в лирике Блока — не только возлюбленная, но и Душа Мира, Вечная женственность.
Каждый элемент художественной системы может быть символом — метафора, сравнение, пейзаж, художественная деталь, заголовок и литературный герой. Например, такие библейские персонажи, как Каин и Иуда, стали символом предательства. Символично название пьесы Островского «Гроза»: гроза стала символом отчаяния и очищения.
Подтекст — не выраженный явно, скрытый смысл текста. Подтекст может быть обнаружен читателем на основании соотнесения данного фрагмента текста с предшествующими ему фрагментами как в рамках этого текста, так и за его пределами — в созданных ранее текстах. Разнообразные намеки и реминисценции в тексте — все это проявления подтекста.
Так, в романе Л. Толстого «Анна Каренина» первое и последнее появление Анны связано с железной дорогой и поездом: в начале романа она слышит о раздавленном поездом мужике, в конце — сама бросается под поезд. Гибель железнодорожного сторожа кажется самой героине дурным предзнаменованием, и по мере движения текста романа вперед оно начинает сбываться.
- Что такое ПОДТЕКСТ ПОДТЕКСТ — художественный прием, при котором явление, событие, чувство и т.п. не называются прямо. Автор лишь намекает на них, рассчитывая, что читатель сам домыслит недостающее. Подтекст поэтому требует довольно высокой культуры чтения, умения «читать между строк». Например, в строках Пушкина «Там некогда гулял и я, // Но вреден север для меня» («Евгений Онегин») содержится намек […]...
- Что такое ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения. Различают детали пейзажа, портрета, мира вещей и психологические детали (см. Психологизм). Функция художественных деталей — характеризовать какого-либо героя (например, «лучистые глаза» характеризуют княжну Марью в «Войне и мире» Толстого), нравы общества (так, «уездной барышни альбом» в «Евгении Онегине» Пушкина характеризует нравы провинциального дворянства), психологическое […]...
- Деталь художественная определение Деталь художественная — особо значимый, важный элемент в произведении, несущий большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь может являться частью интерьера (маленький огарок свечи в комнате Мармеладова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), пейзажа (пальма во сне Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), портрета (короткая верхняя губка Лизы Болконской в романе-эпопее «Война и […]...
- Что такое СИМВОЛ СИМВОЛ — особый художественный образ, вид иносказания. Символ является широким обобщением, которое не поддается, как правило, однозначному истолкованию, так как образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему. Например, образ паруса в одноименном стихотворении Лермонтова может быть истолкован как иносказательное изображение гордого и одинокого человека, как образ поэта, как образ мятежника и борца, […]...
- Подтекст у А. П. Чехова Давно уже отмечена многозначность или, как иногда говорят, двуплановость языка действующих лиц в чеховских пьесах. Это — способ выражения богатства внутреннего мира персонажей, средство авторской оценки, ибо не все действующие лица обладают глубиной душевных переживаний (вспомним Яшу в пьесе «Вишневый сад»). Богатство же внутреннего мира чеховских героев раскрывается не только в их репликах или монологах, […]...
- Философский подтекст произведения Вийона «Баллада примет» Известно, что подтекст — это Скрытый смысл произведения. Философский подтекст обычно затрагивает вопросы, которые называют общечеловеческими. Какие же вопросы волнуют Ф. Вийона? С первых строк произведения бросается в глаза повтор в начале каждой строки: «Я знаю…» Этого «Я знаю…» так много, что невольно начинаешь думать, что перед тобой произведение хвастливого самовлюбленного человека, который спешит сообщить […]...
- Что такое «Символ в литературе» СИМВОЛ в литературе Нового времени — многозначный, принципиально неисчерпаемый иносказательный образ, исключающий лишь абсолютно противоположные трактовки, намекающий на некие мировые сущности, которые нельзя адекватно определить словами. Незнакомка в стихотворении А. А. Блока — это символ несбывшихся надежд на торжество Вечной Женственности, воплощение неких новых тайн, мечта, заменяющая реальность, образ красоты среди безобразия и вообще почти […]...
- Художественная деталь в творческой лаборатории Ахматовой Поэтическое слово молодой Ахматовой, выпустившей в 1912 году свой первый сборник стихов «Вечер», было очень внимательным и чутким по отношению ко всему, что попадало в поле зрения поэтессы. Конкретная, вещная плоть мира, его четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи — все это не просто бережно переносилось в стихи, но и оживляло их, вдыхало в них […]...
- Художественная деталь в новеллистике А. П. Чехова Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей — в его произведениях не […]...
- Подтекст стихотворения «Парус»; Лермонтова Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии: Он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой! Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет «мятежный» закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное — контакт с бурей — «мятежный»). Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. […]...
- Вишневый сад — символ гибнущей красоты, чистоты, гармонии Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чеховым в 1903 году и впервые поставлена в 1904 году, за год до первой русской революции. В это время Россия стояла на пороге огромных перемен. В пьесе в основных чертах отражается вся Россия. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем страны Это было время, когда разрушался старый уклад […]...
- Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о славе…»)? Выполняя задание, вспомните, что мир вещей составляет существенный сегмент человеческой реальности, как естественной, первичной, так И художественной, претворенной. Вещь напрямую связана с поведением и сознанием людей и составляет необходимый компонент культуры человечества. Перерастая свою […]...
- Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения (сочинение по тексту, пример творческого сочинения)? Русский язык поистине великий и могучий язык! Не согласиться с этим трудно, даже нельзя. Кто — то возразит: «Эпитеты поистерлись, вышли в тираж, превратились в трюизм». Настаиваю, слова «великий и могучий» здесь отнюдь не тривиальны. Попробую доказать верность утверждения на примере функциональных особенностей многоточия. Говоря о богатстве любого языка, мы подразумеваем не только богатство его […]...
- Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Удивительной судьбы человек был Александр Иванович Куприн. Человек широкой, доброй, отзывчивой души. Натура сильная, кипучая. Громадная жажда жизни, стремление все знать, все умет^, все испытать самому. Огромная любовь к России, которую он пронес через всю свою жизнь, делает ему честь и как человеку, и как писателю. Многое познал он в жизни и сумел свой жизненный […]...
- Урок ИЗО для 7 класса на тему «Крыло как символ в произведениях искусства» Урок изобразительного искусства с применением компьютерных программ «2Paint a Picture» с использованием интерактивной доски Smart Board, а также приставки mimio. Тема урока: «Крыло как символ в произведениях искусства» Урок в 7классе. Тема рассчитана на два урока продолжительностью 40 минут ( лекция и практическое задание). Техническое оборудование кабинета: Компьютеры, интерактивная доска Smart Board, приставка mimio. Учащиеся […]...
- Дерево как символическая деталь в романе «Отцы и дети» Описание пейзажа, характеристики героев через отношение к природе — все это занимает большое место в произведениях Тургенева. Любовь к природе и частые обращения к ней в произведениях сделали автора знатоком пейзажной характеристики. Говоря о природе в романе «Отцы и дети», прежде всего читатель вспомнит лес или, более конкретно, — дерево. И это имеет свой смысл, […]...
- Образ собора «Парижской Богоматери» как символ эпохи Сочинение по роману «Собор Парижской Богоматери». Роман «Собор Парижской Богоматери» есть чрезвычайно захватывающим и завершенным произведением и, наверное, вершиной творчества писателя. Роман можно просто читать как интересное художественное произведение, но если анализировать и рассматривать его детальнее, можно найти в нем множество философских вопросов, этических и моральный проблем. Самое название литературного произведения уже дает нам возможность […]...
- Сочинение на тему — Сапфо: символ, легенда. Или человек? Биографии известных художников часто превращаются в легенды. Тогда фигура становится мифом или даже символом. И прекращает быть фигурой. Это справедливо относительно писателей, которые жили в XX веке, который уже говорить о художниках античности!! Что мы знаем о Сапфо? Из ее именем связано много не подтвержденных фактов, которые больше тяготеют к первым столбцам современной желтой печати, […]...
- ЖИЗНЬ В РАЮ? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы») Инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку… Е. Замятин. «Мы» «Сигналом об опасности, угрожающей че- ловеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства» назвал роман Замятина Дж. Оруэлл. Удивительно, но роман написан в 1920 го- ду. Обладая редким даром предвидения, За- мятин уже тогда обратил внимание на насто- раживающие тенденции в политике молодого государства — […]...
- Роман-символ «Портрет Дориана Грея» Прекрасное — это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В них звучит призыв к борьбе. В них слышится боль, отчаяние и вера в победу. Все как в жизни: борьба, где каждый хочет быть победителем. Некоторые впадали в отчаяние и отступали, […]...
- Образ-символ у Андрея Платонова А. Платонов мечтал о преобразовании во всех сферах жизни — обществе, науке, экономике и искусстве. Он считал, что современная цивилизация утратила связь между человеком и природой, и для преобразования мира необходимо было начать с минимального — со слова. Так, он выделил три элемента слова — идею, образ и звук и всецело стремился в своем творчестве […]...
- Сочинение-миниатюра. Символ красного цветка в рассказе В. М. Гаршина «Красный цветок» Всеволод Михайлович Гаршин-русский писатель конца XIX века. Его творчество очень оригинально и необычно. Он начинал как писатель-реалист, но очень скоро в его творчестве появились символические черты. Гаршин был мастером символизации. Всеволод Михайлович Гаршин был необычным человеком: он отличался впечатлительной и ранимой душой, богатым воображением и удивительным гуманизмом. Он не мог смотреть на чужие страдания, причем […]...
- Символ сада в пьесе «Вишневый сад» План Финальный аккорд уходящей эпохи Семантика пьесы и отношение героев к саду Будущее России: взгляд современника Финальный аккорд уходящей эпохи Символ сада в пьесе » Вишневый сад » занимает одно из центральных мест. Это произведение подвело черту под всем творчеством А. П. Чехова. Именно с садом автор сравнивает Россию, вкладывая это сравнение в уста Пети […]...
- «Совиная почта»; — это постоянная деталь романов Дж. К. Роулинг о Гарри Поттере Правда, совы у Роулинг только понимают все, что им говорят, но сами не разговаривают. Следует прикрепить письмо или пакет к лапке совы и сообщить имя адресата. Птица найдет его, где бы он ни находился в данный момент, рассказывает Роулинг. В третьем томе эпопеи («Гарри Поттер и узник Азкабана») имеются главы «Совиная почта» и «Опять совиная […]...
- Халат как символ лености и свободы в русской литературе XIX века И человеческий покой не есть совершенное бездействие: ибо совершенное бездействие невозможно… Митрополит Филарет …Нет мирного покоя, кроме того, что даруется нам разумом… Сенека Достаточное условие указанного абсолютного блага человека — это покой тела и духа. Пьер Гассенди Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко «И этак проводил время… молодой тридцатитрехлетний человек, сидень-сиднем, в халате […]...
- Образ символ Христа по поэме Двенадцать (Блок Александр) С 1910 по 1921 год Блок работал над поэмой «Возмездие», которая осталась незаконченной. В этой автобиографической поэме о трех поколениях дворянской семьи, показанной на фоне событий конца XIX — начала XX века, Блок хотел подвести итог своим размышлениям над судьбами русского дворянства, буржуазной цивилизации и самодержавия. В его творчестве тема ненависти и гнева закономерно перерастала […]...
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Плюшкина Плюшкин — образ заплесневелого сухаря, оставшегося от кулича. История жизни есть только у него, всех остальных помещиков Гоголь изображает статично. У этих героев как бы нет прошлого, которое хоть чем-нибудь отличалось бы от их настоящего и что-то в нем объясняло. Характер Плюшкина намного сложнее характеров других помещиков, представленных в «Мертвых душах». Черты маниакальной скупости сочетаются […]...
- Андрей Штольц — символ новой России (Гончаров И. А.) В мире существует два типа людей: те, кто просто плывет по течению, и те, кто живет по особым правилам и стремится к своей цели. Последними можно назвать новыми людьми. В романе Гончарова «Обломов» таким человеком является Андрей Штольц. Думаю, следует начать с его детства, ведь именно тогда закладывается программа жизни. Именно воспитание родителей влияет на […]...
- Собор как символ духовной красоты человека Каждое выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как оно обогащает наше понимание красоты и назначения человека, какие затрагивает актуальные вопросы. «Собор» — шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного всеми возможными наградами. Произведение нанесло большой удар тоталитарному режиму. Оно исполнило роль не столько инструмента развала, сколько единения, соборности сил украинства для […]...
- Собор — символ вечной славы и души народа Высочайшими точками на земле были когда-то старинные храмы. С золотыми куполами, с дырявыми кровлями, с прогнившими подмостками. Те, что охраняются законом, а не людьми. И те, что незримо тлеют в глубинах народного сознания. Поэтому и сделал Олесь Гончар, кажется, первую в советской литературе попытку осмысления их вечной немой музыки и народной символики. Но то, что […]...
- Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле — там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, […]...
- Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант) И. А. Бунин — писатель-реалист. По рассказам Бунина можно без труда представить себе жизнь предреволюционной России во всех подробностях: дворянские усадьбы, быт и культуру уносимого временем сословия, глиняные избы крестьян и жирный чернозем на дорогах. Писатель стремится постичь душу человека, увидеть «приметы» русского национального характера. Как чуткий Художник, Бунин ощущает приближение великих социальных катастроф, и […]...
- «Вишневый сад» А. П. Чехова, как символ прошедшего века Читателю, даже не очень внимательному, наверняка бросится в глаза, что в пьесе Чехова практически нет ни одного счастливого человека. Раневская приезжает из Парижа, чтобы покаяться в своих грехах и найти последний покой в родном имении. Прямо по притче о Блудном сыне выстроила она свои последние планы. Но, увы, ей этого сделать не удалось: имение продают […]...
- Камінний хpест як художній символ тpагізму життя Твоpчість Василя Стефаника виpосла з безмежної любові до селянина, з несхитної віpи у його велику духовну силу. «Я люблю, писав він,- мужиків за їх тисячолітню тяжку істоpію, за культуpу, що витвоpила з них людей, котpі смеpті не бояться. За те, що вони є, хоч пpойшли над ними буpі світові… Є що любити і до кого […]...
- Образ-Символ «Атлантиди» в оповіданні И. А. Буніна «Пан із сан-франциско» Твір по літературі: Образ-Символ «Атлантиди» в оповіданні И. А. Буніна «Пан із сан-франциско» Зірка, воспламеняющая твердінь Раптово, на єдине мгновенье, Зірка летить, у свою не вірячи смерть, У своє останнє паденье. И. А. Бунін Тонкий лірик і психолог — Іван Олексійович Бунін в оповіданні «Пан із Сан-Франциско» начебто відступає від законів реалізму, наближається до романтиків […]...
- Конспект уроку з української літератури 7 клас М. Стельмах. «Гуси-лебеді летять». Символ образу гусей-лебедів М. Стельмах. «Гуси-лебеді летять». Символ образу гусей-лебедів Мета: Допомогти учням усвідомити символічні образи та художню красу; закріпити набуті знання; розвивати навички застосування знань, фантазії та творчу уяву, уміння визначати та зясовувати художні особливості повісті; виховувати креативне мислення, почуття пошани до звичаїів, традицій свого народу, естетичні почуття. Тип кроку: Комбінований Обладнання: портрет письменника, ілюстрації до твору. […]...
- ЛОПАХИН КАК СИМВОЛ НАСТОЯЩЕГО РОССИИ (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») ЛОПАХИН КАК СИМВОЛ НАСТОЯЩЕГО РОССИИ (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад») Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней, вершинным произведением Антона Павловича Чехова. Предчувствие больших перемен в жизни страны заставило писателя задуматься об историческом пути России, о ее прошлом, настоящем и будущем. Такой задачи ранее Чехов перед собой не ставил. Тем не менее, в русской […]...
- Сочинение на тему: Монастырь как символ неволи в поэме Мцыри, Лермонтов Монастырь как символ неволи Поэма «Мцыри» была написана М. Ю. Лермонтовым в первой половине 19 века. Она считается одним из лучших образцов русской романтической поэзии. В основе поэмы «Мцыри» лежит трагическая история горского мальчика, с детства лишенного семьи и воспитывавшегося в Мцхетском монастыре. Несмотря на то, что местные монахи были к нему добры, выходили его, […]...
- ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ КАК СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ ВЕРНОСТИ ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ КАК СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ ВЕРНОСТИ Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов. На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна’- персонаж исторический. Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее […]...
- Сосна — символ детства Высокая сосна на окраине села всегда манила бесшабашных пареньков. А после того, как Павлуша Крапин начал залезать на это дерево, рассказывать о том, что видит, герой произведения Ю. Збанацкого решил тоже подчинить это дерево. Он долго ходил вокруг сосны, присматривался, собирал силы. И вот однажды, когда ребят не было вблизи, мальчик решил забраться на самую […]...