Подтекст стихотворения “Парус”; Лермонтова

Подтекст через смысловые предвестники выливается в философско-этическую формулу, которая приобретает обычную для Лермонтова форму антиномии:

Он, мятежный, просит бури Как будто в бурях есть покой!

Антонимия эта чрезвычайно сложна, семантически и структурно двухслойна. Эпитет “мятежный” закономерно венчает внутреннее подтекстовое движение (невозможность прикрепленное – контакт с бурей – “мятежный”).

Второе двустишие противопоставлено первому как глагольное безглагольному. Первое воплощает красоту, покой как

статику. Во втором глаголы “просит – как будто есть” сочетаются с антонимичными, предельными понятиями “буря – покой”. Здесь происходят интересные метаморфозы со словом “покой”.

Они аналогичны метаморфозам слова “счастие” во втором катрене. Покой в бурях – это мечта о достижении идеала, низвержение его как покоя статичного. Покой как некоторая точка обретения идеала возможен только через бурю и в буре, движении как единственном условии осмысленного существования.

Здесь уместно вернуться к значению слова “парус” и его пресуппозиции ‘надуваемый ветром’, ‘приводящий

в движение’ и ‘без бури не живет’. Таким образом, буря как возможная форма существования паруса – это и есть его “покой”, некое достижение идеала.

Логическая антифраза – придаточное (“как будто в бурях есть покой”) – открывает глобальное смысловое пространство за счет синтаксической семантической многоплановости. С одной стороны, это и позитивная, и негативная формула одновременно; она имеет значение предположения (ирреальная модальность) и уверенности в противоположном (реальная модальность). Как придаточная часть она содержит значение цели, причины (просит зачем? почему?) и сравнения (за счет типизированных лексических элементов “буря” – “покой”, “просит” союза-частицы “как будто”).

Данная логическая антифраза – это по существу своему антиномия: в бурях есть покой, – в бурях нет покоя.

Оба взаимоисключающие положения истинны. В бурях есть покой как достижение идеала, способа существования, и в бурях нет покоя, так как буря – это движение, стихия. “Покой”, по-видимому, в соотношении со статичной гармонией первого двустишия – гармония динамики, движения как животворной силы для человека. Здесь мы имеем дело, по-видимому, с той же транспозицией, как и в высказывании: “…океан замерз, но замерз с поднятыми волнами; храня театральный вид движения и беспокойства…”, так как само движение, буря рассматриваются здесь в длительности, статично, в точки прикрепленности: “под ним” – “над ним”.

Таким образом, стихотворение “Парус”, как завершающее ранний период творчества М. Ю. Лермонтова и намечающее переход к новой эстетике, содержит ее репрезентацию как трансформацию романтического начала в барочное. Следует обратить внимание на значение слова “просить” (‘добиваться чего-либо’). Лирический герой только на пути к своему идеалу. Пока что “под ним струя…”, “над ним луч солнца…”.

Не предвосхищает ли это стихотворение мотивы “Думы” (1838) Написано оно в 1832 году. Лермонтову в ту пору было восемнадцать лет. Романтическое начало в этом стихотворении уже взаимодействует с глубокими барочными тенденциями, и они вновь определяются через антиномии, помогающие выявить наиболее сложные и противоречивые моменты действительности и привлечь внимание к их разрешению не только через содержание, но и действенную форму.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Подтекст стихотворения “Парус”; Лермонтова