Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Порфирий Петрович пристав следственных дел при одной из полицейских частей Петербурга, ведущий дело об убийстве и ограблении старухи-процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы. Еще за два месяца до этих событий Порфирий Петрович обратил внимание на анонимную газетную статью “О преступлении”, в которой по идейным соображениям оправдывалось убийство человеком “высшего разряда” людей “низшего разряда”, и через редактора узнал фамилию автора – Раскольников.
Основу коллизии между Порфирия Петровича и Раскольниковым
Однако неожиданное для всех появление маляра Миколки, взявшего на себя вину по исконной народной потребности “пострадать” ради искупления греха несоответствия идеалу,
Порфирий Петрович чувствует “привязанность” к убийце, ибо ему самому “эти ощущения знакомы”. Оттого считает его “страшным бойцом”, если тот сумеет найти подлинную “веру иль бога”. Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни.
- Последняя встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. 6, гл. II) Возможно, еще на каторге, куда Достоевский был сослан в 1850 году как государственный преступник, у писателя зародилась мысль об “идейном преступлении”, разрешившем себе кровь по совести. Мучила Достоевского и мысль о “наполеонах”, присвоивших себе право на гибель миллионов людей. В 1866 г. был напечатан роман “Преступление и наказание” . Достоевский подчеркивал современность своего романа. “Действие […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский настолько мастерски выписал внутреннее состояние “загнанного в угол” Раскольникова, что писателя самого всерьез подозревали в убийстве. Одни из самых напряженных психологических картин в романе появляются тогда, когда “на сцену” выходит следователь, занимающийся делом об убийстве старухи – процентщицы – Порфирий Петрович. Раскольников понимает: если он будет […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “новое слово”, сделать “первый шаг”); […]...
- Анализ романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, план По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский Роман. Основное в нем – нравственные идеи, которые определяют его композиционные особенности. Роман (бессмертное произведение) состоит из шести частей и эпилога, причем условно его можно разделить на две части: первая – до преступления, а вторая – рассказ о нравственном наказании героя после совершения преступления, то есть автор показывает сомнения, […]...
- Анализ романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Двухчастность замысла, отразившаяся в окончательной редакции на заглавии романа и на особенностях его структуры. Три рукописные редакции романа, отражающие собой этапы работы: висбаденский (в форме исповеди преступника); петербургский, последний. Усложнение замысла в процессе работы (роман “Пьяненькие”). Идея Наполеона. Столкновение двух противоположных идей в образе Раскольникова: идеи любви к людям и идеи презрения к ним. Идея […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” Основным, хотя и не единственным, реальным прототипом С. Т. Верховенского явился известный русский либеральный историк-западник, друг А. И. Герцена Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855). Источником сведений об историке, которого писатель не знал лично, послужила рецензия Н. Н. Страхова на книгу А. В. Станкевича “Т. Н. Грановский” (1869), опубликованная в “Заре”. 26 февраля (10 марта) 1869 года […]...
- Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания. Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным […]...
- Почему главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, в основе которого детективный сюжет, преступник, а не следователь? (Достоевский Ф. М.) Роман “Преступление и наказание” в некоторой мере детектив, однако вопреки известному жанру Ф. М. Достоевский главной фигурой сюжета делает личность преступника. Образу следователя отведено всего лишь несколько страниц. Чем обусловлено такое решение писателя? Роман Достоевского – социально-психологическое произведение, где на первый план выходит внутренний мир преступившего закон человека. Свой замысел автор объяснял “психологическим отчетом одного […]...
- Центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” Смердяков слуга помещика Федора Павловича Карамазова, его незаконнорожденный сын от городской юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда происходит и фамилия, определившая в какой-то степени главные нравственные черты этого персонажа). Исследователи творчества Достоевского считают, что Смердяков как персонаж “Братьев Карамазовых” появился тогда, когда Достоевский обратился к давнишним записям, озаглавленным “Словечки”, в поисках характерных выражений для речи героев романа. […]...
- Полифонизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко, многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял “Преступление […]...
- Героиня романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Героиня романа Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание “, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. “Это было “…” худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее […]...
- В чем смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой […]...
- Юридическое и нравственно-философское наказание (с ориентацией на роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В одном из философских отступлений романа “Воскресенье” Л. Н. Толстой писал, что прежде чем обвинять человека, нужно узнать обстоятельства, приведшие к тому или иному деянию. Если сказать: “Он убил свою жену!”, — праведный гнев захлестнет и приговор будет однозначным: “Виновен!”. Но кто знает, может быть жена была самым страшным деспотом в жизни будущего убийцы? Таким […]...
- Жанровая своеобразность романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание” По жанру “Преступление и наказание” – абсолютно новый тип произведения. В романе “Преступление и наказание” объединено несколько жанровых разновидностей романа, добавлено принципиально новые мысли. Это помогает автору всесторонне раскрыть затронутые им проблемы. По жанру произведение “Преступление и наказание” – роман, тем не менее, в нем смешано несколько видов романа. Это и карнавально-авантюрный роман (наличие уголовного […]...
- В чем смысл эпилога романа Достоевского “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” – произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя “идея”, которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та […]...
- “Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…” (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Преступление и наказание” (1866) открывает собой череду “великих” романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. “Преступление и наказание” – идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение – новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- (Б). ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Детективная основа сюжетной линии Раскольникова. Внешние и внутренние причины преступления: прошлое, характер Раскольникова, обстоятельства жизни. Неприятие мира униженных и оскорбленных. Причина возникновения мысли об убийстве старухи-процентщицы. “Проба” Главные мотивы преступления. Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы. Теория Раскольникова. Идеологический фон статьи (Макс Штирнер “Единственный и его собственность”, А Шопенгауэр “Мир как воля и представление”, Ф. […]...
- Гуманизм романа Федора Достоевского “Преступление и наказание” Федор Михаилович Достоевский является одним из величайших писателей-гуманистов. В каждом своем произведении он неизменно поднимает не один пласт социальных и нравственно-философских проблем. Роман “Преступление и наказание” – не исключение. Пороки времени, новые порочные веяния писатель рассматривает с точки зрения сложных процессов, происходящих в душе человека, именно там ищет он ответы на мучающие его вопросы. Среди, […]...
- Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова. Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам […]...
- Религиозный аспект романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Первое, что обращает на себя внимание при рассмотрении темы, фамилия, которую автор дал своему герою. Родион Раскольников – человек, рожденный расколотым и порождающий раскол, наследник суровых, непримиримых борцов против “антихриста” в русской истории – раскольников-старообрядцев. История русского церковного раскола началась с собора 1 6 6 6 – 1 6 6 7 годов и свержения патриарха […]...
- Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”;. Часть 5 Важную композиционную роль в раскрытии идеи неотвратимости наказания в романе играет образ следователя Порфирия Петровича. В портрете героя Ф. М. Достоевский подчеркивает необычное выражение глаз, которое контрастирует со всей фигурой. Глаза эти обладают каким-то жидким водянистым блеском и придают герою серьезность. Раскольников сам является к Порфирию Петровичу, чтобы выяснить, знает тот о его визите к […]...
- Смысл названия романа “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского Название романа “Преступление и наказание” многозначно и символично. Антитеза, содержащаяся в нем, – лишь внешний смысловой слой. Действительно, по сюжету произведения читатель следит за тем, как подготавливается и совершается преступление, а потом видит, как загнанный в угол преступник вынужден пойти с повинной, признаться в своем преступлении и получить заслуженное наказание -8 лет каторги. Такова детективная […]...
- Теория Раскольникова и ее последствия (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Убийца… Такой приговор выносит справедливое общество главному герою романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И автор соглашается, его герой убийца. Но этим определением не исчерпывается характеристика образа. Достоевский пишет не детективный роман о преступлении и наказании, а произведение о нравственных категориях, являющихся альфой и омегой психологии человечества – причинах и последствиях поступков. Достоевский мастерски […]...
- Родион Раскольников в эпилоге романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный герой “Преступления и наказания” – человек мыслящий, критически относящийся жизни и к морали “большинства”. Однако, традиционные нравственные ценности, он в то же время испытывает потребность в вере, в новой морали. Эпилог романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является разрешением сложной внутренней борьбы главного героя – Родиона Раскольникова. Этот эпилог, пожалуй, единственное светлое место […]...
- Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский […]...
- Поиски справедливости на страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Смею уверить, что лик мира сего Мне самому даже очень не нравится. Ф. Достоевский “Преступление и наказание” – Роман из шести частей и эпилога – был написан Ф. М. Достоевским в 1865-1866 гг. и посвящен жгучим вопросам социальной жизни пореформенной России, когда происходила ломка старых патриархально-нравственных устоев и складывались новые, буржуазные общественные отношения, основанные на […]...
- На чем основывается утверждение Ф. М. Достоевского, мастера реалистического романа, что “самую сущность действительности” для него составляет “почти фантастическое и исключительное”? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Часто называют фантастическим реализм Достоевского. С подобным мнением сложно не согласиться, по той причине, что в его произведениях сочетаются, одновременно, реальные события и вымысел, бытовые моменты жизни и мистика, комичные и трагические ситуации. По мнение самого Достоевского, он обладал собственным, и при этом особенным взглядом на действительность. Большинство людей подобное могут расценивать, как почти фантастические […]...
- “Маленький человек” на страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” …велик долг художника “найти в человеке человека”, Показать без всяких искусственных прикрас… Ф. М. Достоевский За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубину человеческой души, которую человек сам в себе или не подозревает, или знать о себе не хочет. Он глубоко верил в добрые начала в человеке. Добролюбов писал о творчестве Достоевского: […]...
- Особенности психологизма Ф. М. Достоевского (На примере романа “Преступление и наказание”) 1. Духовно богатый внутренний мир. 2. Замкнутость внешнего мирка. 3. Портретные характеристики героя. 4. Двойники Родиона Раскольникова. …человеку, кроме счастья, также точно и совершенно во столько же, необходимо и несчастье! Ф. М. Достоевский Романы Ф. М. Достоевского отличаются тем, что раскрывают читателю тайники внутреннего мира героев. Поэтому мы вместе с ними испытываем все трудности, с […]...
- Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет […]...
- Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать. Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, […]...
- Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа “Преступление и наказание”) 1.”Проклятые” вопросы Ф. М. Достоевского. 2. Раскольников – сильная личность или “тварь дрожащая”? 3. Закон нравственный превыше всего. Творчество Ф. М. Достоевского – огромное событие в истории мировой духовной культуры, в том числе и философской. И пока будет жить человечество, оно будет пытаться постичь философию Достоевского, понять смысл его духовных исканий, так как они сопряжены […]...
- Философия индивидуализма в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (План) Теория Раскольникова – “знаменье времени”. Новые условия жизни – после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война “всех против всех”. Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность Наполеона – пример индивидуалистической жизненной философии “сильной личности”. Интерес к этой теме – со времен Пушкина (“Цыгане”, “Евгений Онегин”). Выбор своего пути. Мечта о собственном […]...
- Сочинение на тему: “Особенности композиции романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Сюжет романа является убийство совершенное главным героем. Столкновение главное героя-Раскольникова с законом и моралью. В романе мы не найдем мнение автора, по действию совершенному Раскольниковым. Достоевский рассматривает убийство, не как преступление, а как философскую проблему. В романе все события взаимосвязан с причинами, а также с психологическими параллелями. Роман несет в себе очень сильную смысловую нагрузку, […]...
- Анализ эпизода последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали – определенный набор правил и норм поведения, которые во многом определяется той эпохой, в которую нам выпало жить. Все мы живет в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, которые в данном обществе приняты. Но вместе с общественными нормами […]...
- Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова. В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда […]...
- Анализ отрывка из романа Достоевского “Преступление и наказание” (Сон Раскольникова на каторге) “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни. Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года. […]...
- В чем секрет актуальности романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Роман “Преступление и наказание” написан в 1865-1866 годах. Роман Ф. М. Достоевского можно назвать одним из самых сложных произведений русской классической литературы. Как известно, действие романа “Преступление и наказание” происходит в 1865 году. В центре внимания Достоевского – жуткая действительность XIX столетия, наполненная жестокостью и социальной несправедливостью. Это было время реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких […]...
- Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семена […]...