Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, как и большинство других произведений этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. События развиваются неспешно, но автор держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в скрупулезные психологические изыскания.

Достоевский создает страшную картину жизни людей в России середины девятнадцатого века. Его герои разочарованные, загнанные, подавленные собственным бессилием и бесправием. Главный герой романа видит, что достойные люди

живут в нищете, а мерзавцы пользуются всеми благами жизни.

Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.

Но все меняется, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного – склада собственного характера и того, что убийство противно самой природе человека. С момента, когда в душе героя зародилось первое сомнение, начинается постепенное, но настойчивое развенчивание раскольниковской идеи.

Раскольников не хладнокровный убийца, но преступник-философ, сомневающийся

и страдающий. Так, сон, увиденный им перед преступлением, раскрывает читателю истинное душевное состояние Родиона. Герой сна, маленький мальчик, становится свидетелем избиения клячонки жестоким хозяином. Достоевский до крайности сгущает и обостряет эмоции, которые раздирают душу несчастного студента.

Проснувшись и вспомнив о задуманном убийстве, Раскольников сам ужасается своим мыслям. Уже тогда он понимает, что не выдержит этого, что это гадко и отвратительно. Но, с другой стороны, ему хочется подняться над хозяевами бедной клячонки, сделаться сильнее их и восстановить справедливость.

Почти отказавшись от мысли об убийстве, он вновь возвращается к ней, услышав разговор студента и офицера в трактире. Раскольникова поражает схожесть собственных мыслей с мыслями студента, и особенное впечатление оставляют слова о количестве страдающих, помочь которым можно, убив старушонку-процентщицу. И тогда Раскольников берется за топор.

Наказание за это следует немедленно. Он, подняв свое оружие против зла и во имя несчастных, опускает его на голову несчастной же. Лизавета – как раз та обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо, за счастье которой он борется. Не помня себя, Родион возвращается домой, а не идет в полицию и тем обрекает себя на дополнительные страдания.

Начинается новый этап в его жизни – отчуждение от людей. Переступив моральные законы, Раскольников остро ощущает невозможность оставаться с людьми. Тяжелое положение Раскольникова, его страшное одиночество усугубляются еще и тем, что ему начинает открываться ошибочность его теории.

Пока это происходит лишь на подсознательном уровне, но то, что герой только чувствует, нам открыто говорит писатель.

Разоблачение теории Раскольникова происходит в разговорах со следователем, который уже понял, что произошло, и психологически вычислил убийцу. Здесь студенту приходится впервые защищать свою идею. Задача эта для Раскольникова осложнена тем, что его уверенность в собственной правоте уже заметно пошатнулась.

Порфирий Петрович загоняет убийцу в угол, умно и иронично высмеивает. Он убеждает его, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: “…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят”. Иначе говоря, достижение высоких целей должно основываться лишь на светлом, добром, человечном.

Страдание, считает Порфирий Петрович, является главным источником искупления.

Воплощением этой идеи в романе стала Соня. Она не в состоянии понять философские изыскания героя, но она понимает главное – он несчастен, и она нужна ему. Раскольников видит в Соне святую и целует ей ноги, говоря, что кланяется всему страданию человеческому.

Она учит его вере: они вместе читают Евангелие, и Раскольников принимает веру такой, какой ее понимает Соня.

Их единственное спасение – в любви друг к другу, к Богу, к ближним. Переболев бонапартизмом, Раскольников возвращается к людям, чувствуя, что нужен им. Это только начало того счастья, которое ждет их с Соней.

Писатель говорит, что за него еще надо будет заплатить большую цену, и обещает посвятить рождению нового человека другую книгу.

Роман, рассказывавший об убийстве и страданиях людей, имеет неожиданно светлый конец. Человек, опустившийся, казалось бы, до самого страшного, принявший за основу своего существования теорию, предполагающую уничтожение других людей, пережил сильное потрясение и преобразился. Основная идея романа христианская: даже маленькая бесчеловечность страшна и непременно ведет к бесчеловечности в большем, поэтому главным принципом жизни каждого должна быть любовь.

Лишь тогда люди смогут обрести по-настоящему человеческий облик и стать счастливыми.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”