Анализ отрывка из романа Достоевского “Преступление и наказание” (Сон Раскольникова на каторге)
“Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечье и жестокость современной жизни.
Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Достоевского интересуют, прежде всего, нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности и народного пьянства, вызванные реформой 1861 года.
Достоевский остро сознавал, что повседневная, будничная жизнь буржуазного города
Эта теория дала ему право убить человека, старуху-процентщицу. Раскольников верил, что преступление его будет совершено “во имя спасения человечества”.
Однако
Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается”.
Принцип, через который пытается переступить главный герой, – это совесть. Стать “властелином” ему мешает доброта его души. Раскольников все больше думает о раскаянии, и не случайно заставляет Соню Мармеладову читать евангельскую притчу о воскресении Лазаря. Преступник мучается, но любовь к Соне побуждает его признаться в убийстве.
Однако и на каторге Раскольников все еще уверен, что теория правильна, просто он себя ошибочно не к тому разряду отнес, за что и расплачивается.
И вот Раскольникову снится сон, помогающий ему сделать последний шаг – сознательно отказаться от своей теории. “Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве… Люди… становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные…Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе” этот фрагмент обнажает перед нами внутреннюю сторону всего случившегося с Раскольниковым.
Герой видит “идеологический” сон, полное осуществление своей “проклятой мечты”. Достоевский наполняет этот сон глубоким символическим содержанием. Писатель указывает на страшную опасность для человечества-“трихины”, которые приводят к утрате всех нравственных норм, всех критериев добра и зла.
Сон противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он считал, что “людей с новой мыслею необыкновенно мало рождается”, то в сне говорится, что мир страдает от недостатка чистых людей. “Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю”.
Сострадание всему миру и постижение разрушающей и самоуничтожающей сущности эгоизма, зла, ненависти помогают Раскольникову избавиться от “трихинов” своей души, излечиться от болезни и воскреснуть для новой жизни.
Роман “Преступление и наказание” – это произведение, посвященное истории о том, как мечущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины. Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущность человека, падения и возрождения души человека. Его позиция – гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был.
Поэтому он дает возможность своему грешному герою прозреть и ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души.