Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие

В 50-е годы в западногерманской литературе усилились тенденции абстрактного гуманизма. С позиции такого гуманизма отношения между личностью и обществом рассматривались как неразрешимое противоречие, причем симпатии были на стороне личности.

Важнейшие произведения этого направления представлены в творчестве Ганса Эриха Носсака (1901-1977), который приобрел известность в 1947 году романом “Некийя” и сборником рассказов и повестей “Интервью со смертью” (1948). В 1956 году появилась “Спираль”, в 1958 “Младший брат”. В 60-е годы вышли:

“Дело д’Артеза” (1968), “Неизвестному победителю” (1969), “Украденная мелодия” (1972). Расцвет его творчества пришелся на 50-е годы.

В 1956 году в речи “Слабые стороны литературы” он сформулировал свое неприятие общественной ответственности литературы в тот момент, когда писатели критического реализма вновь обратились к политическим вопросам.

Для творчества Носсака характерно противоречие между критическим отношением к лишенной смысла жизни и уходом в экзистенциалистские псевдорешения.

В романе “Не позднее ноября” (1956) показана попытка женщины вырваться из стерильной,

великосветской жизни. Этот шаг в сферу “негаранти-руемую” – основной мотив романов Носсака. Но попытка вырваться терпит неудачу; только смерть соединяет влюбленных. В позднейших произведениях эти индивидуалистические тенденции усиливаются и ставят перед отдельной личностью непреодолимые препятствия в отношениях с другими.

В романе “После последнего восстания” (1961) Носсак обличает всякий исторический оптимизм примером неизменного повторения такого же прошлого: “Когда последнее восстание закончилось, вскоре выяснилось, что оно было неудачным, так как восставшие хотели того же, чего и те, против которых они восставали: власти”. В притче о так называемом последнем восстании подразумеваются революционные преобразования XX столетия. Носсак противопоставляет их – и это прежде всего видно в романе “Дело д’Артеза” – отдельным избранным личностям, которые в своем радикальном разоблачении способны на самопожертвование.

Схожие обстоятельства можно найти и в прозе Вальтера Иенса, Эрнста Кройдера (род. в 1903 г.), Вольф-дитриха Шнурре (род. в 1920 г.), Иенса Рена (род. в 1918 г.), Германа Кестена (род. в 1900 г.).

В отличие от антифашистских позиций названных авторов критика цивилизации со стороны Герда Гайзера, так же как и Эрнста Юнгера, основывалась на реакционно-милитаристских убеждениях.

В романе “Стеклянные пчелы” (1957), действие которого происходит в фиктивном будущем, Эрнст Юнгер подводит итог XX столетию. Поражение немецкого милитаризма он воспринимает как личное горе и как гибель всего мирового порядка, потому что это привело к вторжению в историю простых людей и к отставке аристократии. Его видение мира враждебно прогрессу и разуму, оно коренится в элитарной, антинародной позиции.

Его апологетические взгляды на “народ” нашли продолжение в творчестве Герда Гайзера (род. в 1908 г.). Роман Гайзера “Умирающие истребители” (1953) вошел в литературу о войне как ее оправдание и преуменьшение ее жестокости. Роман “Выпускной бал” (1958) хотя и содержит некоторый элемент сатиры на “экономическое чудо”, все-таки написан с реакционных позиций.

Автор прокламирует аристократическое представление о ценностях, рационально не обоснованную высшую ценность отдельных личностей, которые должны объединяться против неполноценной массы. Реакционная критика восхваляла Гайзера за то, что социальность не входила в его понятия о жизни.

Тривиальная литература о войне распространяла подобные взгляды для массового потребления. С ее помощью проводилась идеологическая подготовка к перевооружению. Хотя тема войны в то время являлась важной и для писателей гуманистического направления, чтобы разоблачать непреодоленное прошлое, но реакционная литература о войне преобладала количественно и соответственно имела большее влияние на читательские массы.

Наряду с прославлявшими “добродетели” немецкого солдата антикоммунистическими романами Курта Хоххофа (род. в 1931 г.), в том числе “Война, война” (1951), книгами, распространявшими фашистскую мораль о “сверхчеловеке”, – Хайнца Гюнтера Конзалика (“Врач из Сталинграда”, 1958), Иозефа Мартина Бауэра (род. в 1901 г.; “Пока несут ноги”, 1954) – появились и рассказанные о жизни “простых солдат” хотя и натуралистически, но в целом в примирительном тоне трилогия “0815” (1945-1955) Ганса Гельмута Кирста (род. в 1914 г.), роман Вилли Хайнриха (род. в 1920 г.) “Терпеливая плоть” (1955), а также роман Вольфганга Отта “Акулы и маленькие рыбешки” (1956). Все эти книги выходили большими тиражами, по ним были поставлены кино – и телефильмы, что способствовало их широкому воздействию на публику. Это относится также и к последним романам Теодора Пливье “Москва” (1952) и “Берлин” (1954), в которых отчетливо выявились антикоммунистические взгляды автора.

Эта линия использования военной тематики в коммерческих целях была продолжена и во время войны во Вьетнаме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Бегство и апология индивидуализма: Ганс Эрих Носсак и другие