Вилли Бредель, Ганс Мархвица, Отто Готше

Их вклад в литературу Германии состоит прежде всего в отображении исторического самосознания борющегося пролетариата и в развитии традиций пролетарско-революционной литературы, из которой они пришли.

В. Бредель и Г. Мархвица продолжили свои начатые еще в эмиграции романы, посвященные событиям недавнего прошлого. За романом Бределя “Отцы” (1943) – первая часть трилогии “Родные и знакомые” – последовали романы “Сыновья” (1949-1952) и “Внуки” (1953).

На примере жизненного пути внука Хардекопфа Вальтера Брентена, которому

удается сделать реальной революционной программой иллюзорную мечту своего деда о “народном социалистическом государстве”, на примере его родных и знакомых повествуется о возможностях и перспективах победы над империализмом. Горький урок, который вынес Брентен от общения с заблуждающимися соратниками по классовой борьбе, столкновение с социал-демократическими реформаторами и фашистским варварством, но, главное, живые свидетельства международной солидарности и крепнущих сил, противостоящих войне и фашизму, позволяют читателю лучше понять исторические события и правильно усвоить итоги недавнего
прошлого.

В рассказах “Молчащая деревня” (1949) и очерке “Пятьдесят дней” (1950) Вилли Бредель обратился к современной тематике, в своей же биографии Эрнста Тельмана (“Эрнст Тельман. Опыт политической биографии”, 1948; двухсерийный фильм о Тельмане: “Эрнст Тельман – сын своего класса”,

1963, и “Эрнст Тельман – вождь своего класса”, 1955) он стремился рассказать современникам об истории.

Трехтомный роман “Новая глава” (1959-1964), отличающийся свободной композиционной формой, имеет несомненный автобиографический характер.

В центре романа находится писатель Петер Бойзен, вернувшийся после войны из Советского Союза, где он был в эмиграции, в Росток и Шверин и старающийся наладить демократическое самоуправление, преодолеть крайнюю нужду здешнего края. Многочисленные эпизоды его работы рассказывают о том, как постепенно искоренялось наследие фашизма, как люди стряхивали с себя скепсис и летаргию, как завязывались дружеские отношения между немцами и советскими людьми и как шла борьба с непримиримыми реакционерами.

Роман Ганса Мархвицы “Моя юность” (1947) был одной из первых послевоенных книг, рассказывавших немецкому читателю о мыслях и чувствах рабочего паренька, о жизни пролетарских кварталов во времена кайзеровской Германии. За романом “Кумиаки” последовали в 1952 году роман “Возвращение Кумиаков” и в

1959 году “Кумиаки и их дети”. Последний роман вобрал в себя многое из опыта первого десятилетия литературы Германии.

В трилогии о Кумиаках Мархвица подробно рассказывает о противоречивых взаимосвязях между индивидуальными характерами и социальными условиями. Петера Кумиака – роман повествует в основном о его судьбе – происходящие события ставят перед необходимостью вновь и вновь делать выбор. Хотя он и сложился как личность и принадлежит к числу тех, кто после 1945 года осуществляет власть трудящихся, однако его развитие – это соответствует личностной и исторической концепции Мархвицы – не может быть завершено окончательно.

В последнем томе трилогии Кумиак становится вначале новоселом в деревне, а затем партработником в каменноугольном районе Эльсниц. Мархвица пишет о том, что он хорошо знает, и поэтому его романы отличаются большой достоверностью. Характерной приметой для произведения писателя, который прежде неизменно изображал противоречие между капиталистической эксплуатацией и творческими устремлениями человека, явилась новая тема освобожденного труда, содействующего развитию личности как главного героя, так и других персонажей.

Менее убедительным оказался роман “Чугун” (1955, 299).

Отто Готше, сражавшийся в период с 1933 года по 1945 год в рядах антифашистского Сопротивления, смог вернуться к литературной работе лишь после освобождения Германии. Воспользовавшись прекрасным знанием материала – Готше руководил проведением земельной реформы в округе Мер-зебург, – он написал роман “Глубокие борозды”, оказавший значительное влияние на многих писателей, обращавшихся к теме революционных преобразований в деревне.

В романе рассказывается о проведении земельной реформы в одной из мансфельдских деревень. Яркие сцены и эпизоды деревенской жизни чередуются в романе с очерково-публицистическими фрагментами.

В своих последующих книгах Готше также стремится к тому, чтобы помочь читателю осознать политические и экономические перемены, происходящие в стране. Основные темы романа “Весенние грозы” (122) были продолжены писателем во второй части дилогии, опубликованной в 1971 году. Романы “Между ночью и утром” (1955), “Криворожское знамя” (1959) и “Наш маленький трубач” (1961), а также рассказы Готше посвящены борьбе пролетариата в Мансфельде. Пережитое самим автором и услышанное от других, реальные события и художественный вымысел сплетаются в напряженный сюжет, призванный передать опыт старшего поколения молодым.

В 1967 году вышел роман Готше “Жизнь сильнее”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Вилли Бредель, Ганс Мархвица, Отто Готше