Ганс Магнус Энценсбергер



Самым значительным, сознающим свой общественный долг поэтом этого поколения является Ганс Магнус Энценсбергер (род. в 1929 г.), который выступал и как эссеист, критик, драматург, прозаик, издатель (он выпускал журнал “Курсбух” с 1965 г.), и как переводчик. Уже в первых стихах Энценс-бергер показал себя как политический автор с самобытной манерой письма, который боролся с избитым языком коммуникативных средств и рекламы. В сборнике “Защита волков” (1957) он берет на прицел вызывающие озабоченность порядки в империалистическом обществе.

Он атакует уступчивость “овечек”, которые покорились “волкам” и не разгадали ложь о так называемом “классовом мире”, он обрушил настоящий залп брани в адрес соблазненных:

Глядитесь в зеркало: трусы, вы сторонитесь правды суровой. К чему учиться, лучше мышление передоверить волкам. Кольцо в носу – шик наивысший ваш.

Самый нелепый обман, самый жалкий посул вас прельщают. Шантаж – самый грубый – слишком мягок для простофиль.

В книге “Язык страны” (1960) Энценсбергер изображает, зачастую в абсурдных картинах,

мир, находящийся под властью денег. Автор ищет альтернативу, ищет то, чему “можно воздать на земле громкую хвалу”. В стихотворениях, вошедших в сборник “Шрифт для слепых” (1964), усилились признаки разочарованности; одновременно указывалось и направление поиска: уход от общественной суматохи, который все еще служит самосознанию:

Здесь светло, возле ржавой воды,

Невесть где,

Здесь,

Где серые ивы, где серые

Травы,

Где угрюмое светлое небо,

Где стою я.

(это не точка зренья, выстукивает дятел в мозгу у меня)

Здесь, где я стою, серебрится под ветром болотный пух,

Видишь, как светится безмолвная глухомань, здесь, только здесь – земля.

(viva! долбит угрюмый дятел: viva, Фидель Кастро!)

Концепция политической поэзии у Энценсбергера достаточно противоречива: с одной стороны, он требует выступать за социальный прогресс, прямо говорить о политических порядках, с другой стороны – он предостерегает от того, чтобы принимать участие в революционном движении. Такой разлад побудил его в течение нескольких лет заниматься прежде всего политической публицистикой. Появившаяся в 1975 году книга “Мавзолей”, в которой даны портреты исторических личностей, и другие произведения, вышедшие между 1970 и 1975 годами, свидетельствуют о том, что достижения 60-х годов открыли для него более широкие горизонты.

Правда, позиция лирического героя не изменилась, он по-прежнему придерживается такой выжидательной, скептической точки зрения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Ганс Магнус Энценсбергер