Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…»

Наблюдение за «раскатами молодыми» майских гроз и веселым «грохотом летних бурь» — излюбленное занятие внимательного созерцателя, лирического субъекта тютчевских поэтических текстов. В минуты буйства стихий, влекущих за собой множество трансформаций, автор фиксирует особенное состояние души, объединяющее ее с внешним миром. Героя переполняют восторженные эмоции и упоительное ощущение «избытка жизни», формула которого смоделирована в произведении » Сияет солнце, воды блещут…»

Темы и настроения, характерные

для тютчевского творчества, нашли отображение в стихотворении 1835 г., композиция которого разделяет текст на два эпизода. Первый из них посвящен природной зарисовке и впечатлениям героя, оформленным в виде философского обобщения. Вторая часть написана в форме обращения к лирическому «ты», юной деве.

Тишина и духота, в окружении которых обостряются цветочные ароматы и кажется резким негромкое жужжание насекомых, — категории, организующие художественное пространство зачина. Они рождают «предчувствие грозы», которое подтверждается акустическим образом грома, возникающим в начале второго катрена.

Изображение молнии, подтверждающее справедливость догадок лирического субъекта, завершает летний пейзаж.

Яркая метафора с антропоморфным значением «небо опоясалось» предваряет вывод: чувство переполнения жизнью, сконцентрированное «в знойном воздухе», сравнивается с «божественным напитком», волнующим человеческую кровь.

Череду риторических восклицаний сменяют настойчивые вопросы, адресованные лирическому «ты». В тексте двух катренов, детализирующих эмоции героини, лексическая анафора «что» повторяется пять раз. Внимательный и сострадательный собеседник описывают эмоции девушки, однако причина, вызвавшая беспокойство, тоску и страх, остается неизвестной. Оставив расспросы, лирический субъект концентрируется на внешнем проявлении чувств — плаче.

И в этом случае побеждает неопределенность: финальная дилемма, уподобляющая слезы дождевым каплям, не разрешается.

Женский образ, погруженный в загадочный мир природы и близкий ему, появляется в произведении » Восток белел. Ладья катилась…», датированном тем же периодом. Молитва юной героини — своеобразный момент истины: ликующее небо, отражающееся в глазах, и «капли огневые» слез свидетельствуют о причастности к тайнам неземных сфер.


Анализ стихотворения Тютчева «В душном воздуха молчанье…»