Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковский
Лиличка! (1916)
Стихотворение адресовано Лиле Юрьевне Брик, которая на протяжении долгих лет оставалась музой Владимира Маяковского. Их связывали непростые взаимоотношения.
Тем не менее, эта женщина была для поэта идеалом. Именно ей он в первый же вечер их знакомства посвятил поэму «Облако в штанах». Были и многие другие посвящения.
Но самым ярким из них можно назвать стихо- творение-письмо «Лиличка!». Оно было написано примерно через год после знакомства Лили Брик и Маяковского.
Привычное начало любого письма — обращение
Поэт безумно влюблен, но его пылкая страсть превратилась для любимой в обузу.
Взволнованная интонация письма выражена свойственным Маяковскому акцентным стихом. Большое значение играют паузы и графическое выделение особо значимых текстовых фрагментов.
Уже первые строчки этого письма передают напряженное состояние автора. Изображенный интерьер тоже погружает в соответствующее настроение: «Дым табачный воздух
В нескольких коротких предложениях поэт вспоминает прошлое («Вспомни — / за этим окном / впервые / руки твои, исступленный, гладил»), определяет настоящее («Сегодня сидишь вот, / сердце в железе») и будущее («День еще — / выгонишь, / может быть, изругав. / В мутной передней долго не влезет / сломанная дрожью рука в рукав»). И дальше — самые пронзительные строчки:
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Отчаянье поэта так велико, предчувствие, что любимая покинет его так мучительно, что он не хочет длить эту муку и просит ее: «дай простимся сейчас». С присущей поэту образностью Маяковский пытается доказать свою любовь. И мы видим, что это чувство владеет им безраздельно.
Кульминацией этого страстного письма можно назвать слова о тяге к самоубийству, которое герой не может совершить, потому что над ним «не властно лезвие ни одного ножа», кроме взгляда любимой:
И в пролет не брошусь, и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Поэт будто бы всеми силами открещивается от рокового поступка, но в свете его будущей гибели это звучит трагически.
Гиперболизм образов — главная характерная черта выразительных языковых средств поэта.
Лирический герой опосредованно сравнивает себя с быком, которого «трудом уморят», с уставшим слоном, говорит о своем безумном отчаянии: «…душу цветущую любовью выжег».
Эпитет цветущая к слову душа для Маяковского является привычным — душа у поэта почти всегда цветущая, широкая, великая. Такой лирический герой личные проблемы всегда воспринимает как вселенскую катастрофу. Дополнительную эмоциональную окраску дают яркие метафоры (карнавал дней; листья слов).
Автор использует очень характерные для своего творчества насыщенные действием эпитеты (сломанная дрожью рука; обиженные жалобы; взметенный карнавал; опожаренный песок).
Как всегда в произведениях Маяковского, мы находим в тексте этого лирического письма необычные лексические единицы (обезумлюсъ, отчаяньем иссе- часъ; выреветъ; крученыховский ад).
Гиперболизм образов соединяется у автора этого романтического и наполненного горечью стихотворения со щемящей и беззащитной нежностью: «Не надо этого, / дорогая, /хорошая…»; «а мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени»; «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца…»; «Дай хоть / последней нежностью выстелить / твой уходящий шаг».
Перед нами страстный монолог о любви, за стро ками которого обозначен трагический силуэт лири ческого героя.