Анализ стихотворения “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского – призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, сим­волизирующую положение “униженных и оскорб­ленных “.

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: “Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб”. Подчеркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков. События, описанные в стихотворении, можно пересказать в нескольких словах.

В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорад­ный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.

В стихотворении можно четко выделить вступле­ние, основную часть и заключение.

В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия – улицу:

Ветром опита, льдом обута, улица скользила.

“Ветром опита” – это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; “льдом обута” – означает, что лед покрыл улицу, как бы обул ее, поэтому она стала скользкой. Использована еще и метонимия: на самом деле не “улица скользила”, а поскальзы­вались прохожие.

Следует отметить также, что улица в раннем твор­честве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы (например, в стихотворении “Нате!”).

В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу еще и праздной, и разодетой: “штаны пришедшие Кузнецким клешить”.

Клешитъ – неологизм Маяковского от слова “клеш”. Клеш (то есть модные в то время широкие брюки) служит средством социальной характери­стики толпы.

Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились озна­чает: собрались в кучу, как стадо. Страдания жи­вотного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.

Далее автор использует антитезу, противопостав­ляя лирического героя толпе:

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.

Поэт удручен увиденным. Его взволнованность передана паузами: “Подошел / и вижу / глаза ло­шадиные…”. Тоска переполняет душу лирического героя.

Противопоставление поэта толпе не случай­ное – Маяковский рассказывает не только о про­исшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей “звериной тоске” и об умении преодолевать ее. Плачущая лошадь – своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:

Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.

Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась – сгруди­лись – подошел – рванулась – пошла – пришла – стала (в стойло).

Оптимистичны завершающие строки стихотво­рения:

И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.

Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии – тему одиночества.

Но поэт делает это по-своему – в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.

Стихи, с помощью графики разбитые на инто­национные отрезки, получают свободную непри­нужденность.

Автор использует самые разные виды рифм: усе­ченные неточные (плоше – лошадь; зевака – за­звякал); неравносложные (в шерсти – в шелесте; стойло – стоило); составные (в вой ему – по-своему; один я – лошадиные; в няньке – на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагатель­ное) – пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой).

Эти рифмы как бы оттеняют два мира – мир поэта и мир равнодушной, черствой толпы.

Ритм стихотворения тоже разнообразный – от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.



Анализ стихотворения “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский