Анализ стихотворения “Хорошее отношение к лошадям” Маяковский
Хорошее отношение к лошадям (1918)
Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революционного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского – призыв к милосердию и восстановлению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, символизирующую положение “униженных и оскорбленных “.
Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: “Гриб. / Грабь.
В Москве, возле Кузнецкого моста (это название улицы), поэт увидел лошадь, которая упала на скользкой мостовой. У собравшихся зевак происшествие вызвало злорадный смех, и лишь поэт посочувствовал несчастному животному. От ласкового слова лошадь нашла в себе силы подняться и идти дальше.
В стихотворении можно четко выделить вступление,
В самом начале использована необычная метафора, которая изображает место происшествия – улицу:
Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
“Ветром опита” – это улица, напоенная сырым, холодным воздухом; “льдом обута” – означает, что лед покрыл улицу, как бы обул ее, поэтому она стала скользкой. Использована еще и метонимия: на самом деле не “улица скользила”, а поскальзывались прохожие.
Следует отметить также, что улица в раннем творчестве Маяковского часто была метафорой старого мира, обывательского сознания, агрессивной толпы (например, в стихотворении “Нате!”).
В рассматриваемом произведении поэт изображает уличную толпу еще и праздной, и разодетой: “штаны пришедшие Кузнецким клешить”.
Клешитъ – неологизм Маяковского от слова “клеш”. Клеш (то есть модные в то время широкие брюки) служит средством социальной характеристики толпы.
Поэт изображает сытых обывателей, ищущих развлечений. Просторечное слово сгрудились означает: собрались в кучу, как стадо. Страдания животного вызывают у них лишь смех, их выкрики подобны вою.
Далее автор использует антитезу, противопоставляя лирического героя толпе:
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему.
Поэт удручен увиденным. Его взволнованность передана паузами: “Подошел / и вижу / глаза лошадиные…”. Тоска переполняет душу лирического героя.
Противопоставление поэта толпе не случайное – Маяковский рассказывает не только о происшествии на Кузнецком мосту, но и о себе тоже, о своей “звериной тоске” и об умении преодолевать ее. Плачущая лошадь – своеобразный двойник автора. Измученный поэт знает, что нужно найти в себе силы продолжать жить. Поэтому он обращается к лошади как к товарищу по несчастью:
Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Основную нагрузку в стихотворении несут на себе глаголы действия. Весь сюжет можно описать с помощью цепочки глаголов: грохнулась – сгрудились – подошел – рванулась – пошла – пришла – стала (в стойло).
Оптимистичны завершающие строки стихотворения:
И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило.
Через нехитрый сюжет Маяковский раскрывает одну из важнейших тем поэзии – тему одиночества.
Но поэт делает это по-своему – в системе эстетики футуризма, нарушавшей все привычные законы стихосложения.
Стихи, с помощью графики разбитые на интонационные отрезки, получают свободную непринужденность.
Автор использует самые разные виды рифм: усеченные неточные (плоше – лошадь; зевака – зазвякал); неравносложные (в шерсти – в шелесте; стойло – стоило); составные (в вой ему – по-своему; один я – лошадиные; в няньке – на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагательное) – пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой).
Эти рифмы как бы оттеняют два мира – мир поэта и мир равнодушной, черствой толпы.
Ритм стихотворения тоже разнообразный – от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.