Сочинение – анализ: Во весь голос, Маяковский
Итогом творческого пути Маяковского, его поэтическим завещанием стало вступление к поэме “Во весь голос” (1929-1930). Здесь продолжена классическая тема “памятника”, начатая еще в стихах Державина и Пушкина.
Маяковский избирает форму “разговора с потомками”, точно обозначая тему: “о времени и о себе”. Сам замысел обращения в будущее через головы современников, резкое (с использованием “низкой” лексики) начало разговора на высокую тему несет в себе полемический заряд, направленный против тех, кто упрекал Маяковского
Я, ассенизатор и водовоз,
революцией
мобилизованный и
В этих строках берут начало основные мотивы и образы поэмы. Автор ощущает свою слитность с временем, которое определяет смысл и даже формы его творчества. Он полемически противопоставляет свою ораторскую, агитационную поэзию “барским садоводствам” интимной лирики.
За всем, что делал поэт, начиная с несложных агиток (“жил-де такой / певец кипяченой / и ярый враг воды сырой”) и заканчивая его поэмами и пьесами, стояла важная идея гражданского служения искусства, усиленная восприятием нового мира как своего, долгожданного, давшего новый импульс мировой истории. Взгляд поэта на время правдив и суров, но одновременно он окрашен надеждой и верой в скорое осуществление идеалов революции. Все – и жизнь, и творчество – максимально подчинено этим задачам, поэтому лучшим памятником видится “построенный в боях социализм”.
В произведении развиваются два метафорических ряда: поэзия – оружие и поэт – водовоз. Причем Маяковский, как замечает Н. Станчек, тонко обыгрывает смысл слова “вода”. В одном случае это метафора поэзии жизненно важной для людей, а потому долговечной (стих “явится /весомо, / грубо,/ зримо,/ как в наши дни / вошел водопровод, / сработанный еще рабами Рима”).
В другом случае это метафора поэзии пустой, льющей воду из пустого в порожнее (“Кто стихами льет из лейки,/ кто кропит,/ набравши в рот…”, “заглуша поэзии потоки,/ я шагну / через лирические томики”), В полемике участвует даже ритм произведения: наступательный, волевой напор “железного стиха” (“Слушайте,/ товарищи потомки, / агитатора, / гор- лана-главаря”) сменяется иронически-пародийным темпом романса (“мандолинят из-под стен: / “Тара-тина, тара-тина,/ т-эн-н…”). Контраст подчеркнут также выбором лексики и рифмой: “Роз – туберкулез”, “высились – сифилис”, “выжиг – книжек”. Маяковский предстает здесь борцом, последовательно отстаивающим свое понимание главных направлений развития искусства в революционную эпоху.