А. Н. Толстой в воспоминаниях современников
К. И. Чуковский: «Еще в Петербурге он | А. Толстой ] под влиянием Алексея Михайловича Ремизова стал изучать по книжным материалам русские народные сказки и песни, на основе которых и создал целый цикл стихов, стилизованных под русский фольклор. Эти стихи Толстого оказались опять-таки ниже его дарования, но работа над ними пошла ему впрок. Старинная народная речь, усвоенная им во времена ученичества, сильно пригодилась ему, когда он впоследствии писал свой знаменитый роман о Петре и пьесы из времен Иоанна IV, Екатерины II.
Конечно, к тому времени
Вообще перед смертью он как-то возвысился сердцем и весь просветлел, и талант его раскрылся во всей своей мощи. Отто-го-то третья книга его «Петра» (незаконченная) сильнее и значительнее двух предыдущих.
Его воображение дошло до ясновидения. Это поразило меня еще за год до того, как он окончательно свалился в постель. Я был у него, на его московской квартире, и он, не зажигая огней, импровизировал диалог между царицей Елизаветой Петровной и кем-то из ее приближенных — такой страстный, такой психологически тонкий, с таким
Это ощущал и он сам и, счастливый этим ощущением своего духовного взлета, строил грандиозные планы, куда входили и роман из эпохи послепетровской России, и эпопея Отечественной войны, и еще одна драма из эпохи Ивана IV».
Д. А. Толстой: «Отец был певцом русского народа. Он сознавал себя прежде всего русским писателем. Интерес к истории не был для него прихотью, капризом. Он был вызван мыслью о горячо любимой России.
Отец часто обращался к истории для того, чтобы познать правду народа и его характер. Если для Тютчева и символистов Россия была сфинксом, то он пытался разгадать ее загадку. Отец был наделен особым даром исторического видения.
Как истинный историк, он хотел разобраться в прошедшем, чтобы осмыслить до конца настоящее и предвидеть будущее. Он говорил, что его волнуют в русской истории эпохи, где, как он считал, завязывался характер народа. Этими узлами для него были: эпоха Смутного времени, время Петра Первого, Гражданская война 1918-1922 годов».
- Е. И. Замятин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: «С Евгением Замятиным, самым большим моим другом, я впервые встретился в Петербурге, в 1917 году. Для меня же Замятин — это прежде всего замятинская улыбка, постоянная, нестираемая. Он улыбался даже в самые тяжелые моменты своей жизни. Приветливость его была неизменной. Счастливый месяц летнего отдыха я провел с ним в 1921 году, в […]...
- И. А. Бродский в воспоминаниях современников В. И. Уфлянд: «Если бы я рисовал герб русской словесности, обязательно бы в верхней половине щита поместил изображение ястреба. Подразумевая Иосифа Бродского. Вещий Боян оборачивался сизым орлом, лебедем и, кажется, еще белкой. Любимой птичьей ипостасью Иосифа был ястреб. В «осеннем крике ястреба» Иосиф воспел вознесение на небо. Сейчас душа Иосифа тоже возносится к Богу. Однако […]...
- М. А. Шолохов в воспоминаниях современников М. М. Шолохов: «Зная большое количество стихов самых разных поэтов и будучи способным приводить по памяти огромные отрывки из прозы, отец часто и очень умело использовал их в разговорах. При этом он любил… неожиданно задавать нам, детям… вопросы, как бы проверяя нашу «грамотность». Он никогда не дожидался ответа, мог тут же сам назвать процитированного им […]...
- М. А Булгаков в воспоминаниях современников Н. П. Ракицкий: «Как-то был у нас вечером В. В. Вересаев, вспоминал о первой встрече с Булгаковым: «Пришел молодой человек, представился как литератор и просил прочитать его «Записки врача». Меня это несколько удивило и заинтересовало. Я ему сказал — чтобы писать записки врача, надо быть врачом. «Я врач со стажем», — ответил он мне довольно […]...
- А. Т. Твардовский в воспоминаниях современников М. В. Исаковский: «Несомненно, глубокое знание истории возникновения многих колхозов Смоленщины, знание жизни колхозников и натолкнуло Твардовского на мысль взяться за поэму «Страна Муравия». Писать это произведение он начал в тридцать четвертом году, когда ему было двадцать четыре года. И уже с первых глав «Страны Муравии» стало очевидным, с каким талантливым, я бы даже сказал […]...
- И. А. Бунин в воспоминаниях современников В. П. Катаев: «Я часто наводил разговор на «Господина из Сан-Франциско», желая как можно больше услышать от Бунина о том, как и почему написан им этот необыкновенный рассказ, открывший — по моему мнению — совершенно новую страницу в истории русской литературы, которая до сих пор, за самыми незначительными исключениями, славилась изображением только русской жизни: национальных […]...
- М. Ю. Горький в воспоминаниях современников Е. И. Замятин: «…вопрос о моем рассказе — это уже дело решенное, Горькому он понравился и уже сдан в набор. Но вот построенные мною ледоколы, и техника, и мои лекции по корабельной архитектуре… «Черт возьми! Ей-богу, завидую вам. А я так и помру — по математике неграмотным. Обидно, очень обидно». Самоучка, за всю свою жизнь […]...
- А. А. Ахматова в воспоминаниях современников А. Г. Найман: «Бездомность, неустроенность, скитальчество. Готовность к утратам, пренебрежение к утратам, память о них. Неблагополучие, как бы само собой разумеющееся, не напоказ, но бьющее в глаза. Некультивируемое, неспутанные волосы, ненамеренное занашивание платья до дыр. Неподдельное — «три месяца уже не дают визу в Париж». Неблагополучие как норма жизни. И сиюминутный счастливый поворот какого-то дела, […]...
- А. И. Солженицын в воспоминаниях современников Е. Ц. Чуковская: «В те годы Александра Исаевича окружало множество людей разных поколений из разных пластов его жизни — от друзей студенческих лет до учеников из рязанской школы, в которой он преподавал в начале 1960-х годов. Был еще большой круг его ровесников, тоже прошедших войну и лагеря. Приходили писатели и читатели. Солженицын получал сотни писем. […]...
- Н. М. Рубцов в воспоминаниях современников А. Н. Жуков: «Однажды зашел в комнату радостный, улыбающийся и сообщил как о большой победе: — Знаешь, меня редакционная машинистка похвалила. Я пожал плечами: — Тебя вроде не первый раз хвалят. И на семинарах, и так, в застольях. Наши ребята, кажется, не чета какой-то машинистке. — Не понимаешь, — огорчился он. — Машинистка старая, лет […]...
- А. П, Платонов в воспоминаниях современников Э. Л. Миндлин: «…Платонов был молчаливее всех. Я помню, как он смеялся рассказам Буданцева и Большакова, но не помню, чтобы за весь вечер сам хоть что-нибудь рассказал. А смеялся он как-то легко, с удовольствием. Глаза его оставались печальны — они у него всегда были добрыми и печальными, — но было похоже — он от души […]...
- А. А. Блок в воспоминаниях современников АЛ. Ахматова: «И снова я уже после Революции (21 января 1919 г.) встречаю в театральной столовой исхудалого Блока с сумасшедшими глазами, и он говорит мне: «Здесь все встречаются, как на том свете». А вот мы втроем (Блок, Гумилев и я) обедаем (5 августа 1914 г.) на Царскосельском вокзале в первые дни войны (Гумилев уже в […]...
- А. В. Вампилов в воспоминаниях современников Д. М. Шварц: «Вампилов знал себе цену как писателю-драматургу, но никогда не важничал, избегал разговоров о собственной персоне. Я помню лишь один случай, когда мы заговорили на эту щепетильную для него тему. «Да, меня не ставят, но это пока, — сказал он и, помолчав, добавил, иронично улыбаясь: — Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у […]...
- С. А. Есенин в воспоминаниях современников Ю. П. Анненков: «Моя первая встреча с Есениным, Сергеем Есениным, Сережей, Серегой, Сергуней восходит к тому году и даже к тем дням, когда он впервые появился в Петербурге. Было это, кажется, в 14-м или 15-м году, точную дату я запамятовал. Состоялась эта встреча у Ильи Репина, в его имении Пенаты, в Куоккале, в одну из […]...
- Л. Н. Андреев в воспоминаниях современников М. Горький: «Он был удивительно интересный собеседник, неистощимый, остроумный. Хотя его мысль и обнаруживала всегда упрямое стремление заглядывать в наиболее темные углы души, но — легкая, капризно своеобычная, она свободно отливалась в формы юмора и гротеска. В товарищеской беседе он умел пользоваться юмором гибко и красиво, но в рассказах терял, к сожалению, эту способность, редкую […]...
- В. М. Шукшин в воспоминаниях современников В. А. Гинзбург: «Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […]...
- М. И. Цветаева в воспоминаниях современников П. Г. Антокольский: «Мне выпало счастье встретить и узнать Марину Цветаеву и подружиться с нею на самой заре юности, в 1918 году. Ей было тогда двадцать шесть — двадцать семь лет, мне двадцать два — двадцать три года: юношеская пора совпала с ранней зарей нашего общества и нашей поэзии… Марина Цветаева — статная, широкоплечая женщина […]...
- В. В. Маяковский в воспоминаниях современников Б. Л. Пастернак: «Итак, летом 1914 года в кофейне на Арбате должна была произойти сшибка двух литературных групп. С нашей стороны были я и Бобров. С их стороны предполагались Третьяков и Шершеневич. Но они привели с собой Маяковского. Несколько раньше один будущий слепой его приверженец показал мне какую-то из первинок Маяковского в печати. Тогда этот […]...
- Н. А. Заболоцкий в воспоминаниях современников Н. Н. Заболоцкий: «В последующие годы Заболоцкий во многом отошел от манеры «Столбцов», но никогда не изменял им в основном — в стремлении выбрать такую точку зрения на мир, чтобы он раскрылся с новой, часто неожиданной стороны, в энергичном построении стиха, где элементы иронии прочно слиты с научной точностью изображения деталей, в смелости метафор и […]...
- Биография Толстой А. Н. и роман «Петр Первый» (Толстой А. Н.) Роман «Петр Первый» впервые публиковался в журнале «Новый мир», с перерывами, с 1929 по 1945 год. В это время историческая романистика утверждается в советской литературе. Авторов исторических романов более всего волнуют те периоды в жизни России, которые связаны с коренной ломкой прежних устоев. Таковы историческая эпопея Вяч. Шишкова «Емельян Пугачев» (1938-1945), исторические романы А. П. […]...
- Публикации современников о романе «Война и мир» Произведение огромного масштаба, глубоко оригинальное по содержанию и форме, «Война и мир» не нашла полной и вполне достойной оценки в критике 60-х годов, несмотря на то что многие газеты и журналы сразу после выхода первых томов и при выходе каждого из последующих откликнулись на его появление. Роман имел огромный успех у читателей и всеми выдающимися […]...
- Что заинтересовало вас в воспоминаниях и высказываниях М. Ю. Лермонтова? (по произведениям «Песня про купца Калашникова» и «Бородино») М. Ю. Лермонтов в своем творчестве часто обращался к истории России. В ее славном прошлом он видел былое величие страны и русского народа. Поэт противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников, всей окружающей его жизни. Так, в стихотворении «Бородино», например, это выражено очень наглядно. Старый солдат, ветеран Отечественной войны 1812 года, говорит своему […]...
- Роман Льва Толстого «Война и мир» в оценке современников писателя В 1869 году Л. Н. Толстой завершил работу над величайшим романом-эпопеей «Война и мир». Современники восприняли книгу по-разному: от бурных восторгов до полнейшего неприятия. Многие мнения были необъективны, личностны, чувствовался дилетантский подход. Тут нужен был «равный художник», который бы высказал настоящую оценку «Войны и мира» голосом «власть имущего». Именно это и сделал Иван Сергеевич Тургенев […]...
- Влияние И. Тургенева на современников и его место в русской классической литературе Тургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими «Записками охотника», что в какой-то степени способствовали освобождению крепостных крестьян. Его социально-психологические романы оказывали сильное влияние на российскую общественную мысль, ибо писатель, по словам Добролюбова, быстро угадывал новые потребности, новые идеи и […]...
- Биография творчество и жизнь Толстой А. Н. (Толстой А. Н.) Это свидетельствует, что А. Н. Толстой не просто «выполнял социальный заказ», подлаживался к идеологическим требованиям. В жанре публицистики он позволял себе вульгаризаторские толкования. При беседе с сотрудниками журнала «Смена» (1933 год, время написания второй книги романа) он так пересказывает смысл книги: «Короткий подъем промышленного и торгового капитализма, окончившийся дворянской контрреволюцией. Дворянство проникло во все государственное […]...
- Революция 1917 г. в письмах, дневниках, воспоминаниях русских писателей (по творчеству И. Бунина) Высоко нес я стяг любви… И. Бунин Известно, что уже после смерти мужа, перебирая его бумаги, Вера Николаевна Бунина обнаружила листок, вырванный из тетради. На нем Иван Бунин написал: «Замечательно! Все о прошлом, о прошлом думаешь и чаще всего все об одном и том же прошлом: об утерянном, пропущенном, счастливом, неоцененном, о непоправимых поступках своих, […]...
- В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников? Роман Ф. М. Достоевского — произведение, актуальное во все времена. В нем затрагиваются важные нравственные и философские проблемы, решаются такие внутренние вопросы, перед которыми человек сталкивается вне зависимости от эпохи, в которую живет. Именно поэтому во всех героях романа мы можем увидеть черты характера, свойственные нашим современникам. И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов, даже Сонечка […]...
- Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество 1. Краткие биографические сведения. 2. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», становление типичного толстовского героя. 3. История появления романа «Война и мир». 4. Трагизм главной героини романа «Анна Каренина». 5. Переломный момент в жизни Л. Н. Толстого. Великий русский писатель Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской […]...
- Урок этики для современников и потомков Произведение за романом Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Еремей Вишневецкий» История Украины для Нечуя-Левицкого оставалась непочатым источником раздумий и творческих поисков, он считал позарез необходимым развивать национальное самосознание, был убежденный, что именно художественные произведения на тему исторического прошлого способны вызвать живую заинтересованность широких слоев украинского народа к своему прошлому. Однако, изображая образы исторических лиц, писатель не склонен […]...
- «Величайшие истины — самые простые». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Л. Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича».) Действительно великая, философская мысль Л. Н. Толстого передана через рассказ о самых неинтересных, самых типичных обывателях того времени. Глубина этой мысли идет через весь рассказ грандиозным фоном для незначительного, маленького театра кукол, какими являются герои этого произведения. Член Судебной палаты Иван Ильич Головин, женившись в свое время без любви, но весьма выгодно для собственного положения, […]...
- МЕСТО И. С. ТУРГЕНЕВА В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УМЫ СОВРЕМЕННИКОВ И. С. Тургенев был характерным пред- ставителем классической русской литера- турной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими «Записками охотни- ка», издание которых способствовало отмене крепостного права. Его социально-психологи- ческие романы оказывали большое влияние на российскую общественную мысль, ибо пи- сатель, по […]...
- УЗНАЕМ ЛИ МЫ ГЕРОЕВ Н. В. ГОГОЛЯ СРЕДИ СОВРЕМЕННИКОВ? Несомненно, что у смеха Н. В. Гоголя бы- ли предшественники. Этот смех зародился в комедиях Фонвизина, в баснях Крылова, в эпиграммах ПушкинА, в комедии ГрибоедовА «Горе от ума». Над чем же смеялся Гоголь? Объектом его смеха были не монархия, цер- ковь и даже не крепостное право. В первую очередь Гоголь смеялся над человеческой бездуховностью, над […]...
- Наука. Отношение современников к открытию ученого Открытие ученого не всегда принимается современниками — вот проблема, над которой размышляет А. А. Леонтьев. Вопрос, рассматриваемый автором, для истории науки не нов. Она знает сотни примеров, когда некоторые открытия были не приняты, а иногда и осмеяны коллегами, и стали признанными лишь после смерти ученого. А. А. Леонтьев считает, что очень часто научные открытия недооцениваются […]...
- Алексей Толстой — мастер исторического романа А. Н. Толстой принадлежит к старшему поколению русских писателей, чья литературная деятельность началась еще до Октябрьской революции. Раннее творчество писателя связано с передовым реалистическим крылом русской литературы того времени. Первоначально не приняв революцию, Толстой оказался в эмиграции. В. 1923 году писатель возвращается на родину и продолжает работу над трилогией «Хождение по мукам», начатой еще за […]...
- Воспоминания современников о Рылееве В конце сентября 1819 года Рылеев, приехавший с женой в усадьбу матери, посещает столицу, где начинает знакомиться с петербургскими литераторами. Вот тогда-то едва не разыгралась трагедия. В конце 1819 года — в самом начале 1820 года происходит мимолетная встреча Рылеева с Пушкиным. Оба были молоды и вспыльчивы. По неизвестной причине между ними возникла ссора, которая […]...
- Детство или, почему люди в своих воспоминаниях возвращаются к детству? Как-то пришлось мне прочитать романтическую сагу о том, что в жизни каждого человека есть два берега — тот, от которого человек отплывает, и тот, к которому должны непременно пристать. Причем второй, думаю, — это необязательно смерть, это, прежде всего, берег надежды, берег любви. Но первый — это, конечно ж, берег детства. Берег детства — это […]...
- Так кто же такие «мудрецы» в понимании современников Островского? В эпоху безвременья, реакции, невольной паузы в истории в особенно бедственном и угнетенном положении находится мысль. И если внимательно прочесть комедию Островского, становится вдруг ясно, что именно ненавистью к глупости, безмыслию и сочувствием к угнетенному состоянию всякой сознательной мысли одушевлено сатирическое перо драматурга. «На всякого мудреца довольно простоты» — это «Горе от ума» 60-х годов. […]...
- Краткое содержание Эпилог Часть вторая «Война и мир» Толстой Часть вторая Глава I. Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II. О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III. Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV. Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли […]...
- «О город, город роковой» (Тема города в творчестве Некрасова и поэтов-современников) (ЕГЭ по русскому) В своих произведениях Н. Некрасов не только воспевал русскую природу и русский народ. Поэт глубоко сочувствовал обездоленным крестьянам, бесправным рекрутам и нищим горожанам. Во многих своих произведениях Некрасов показывает читателю ужасную правду о жизни русского народа в городских трущобах. Как и в большинстве своих произведений, поэт правдиво рассказывает о судьбе русской женщины. Пытаясь найти счастье, […]...
- Тема войны по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Роман «Война и мир» — это действительно шедевр мировой литературы, где образы и события захватывают читателя в плен размышлений о важных и великих вещах. Толстой, как настоящий мастер своего дела, смог описать те дни Отечественной войны, когда единственным, что придавало жизни, был патриотизм и неугасимое чувство долга перед своей Родиной. В центре романа находится жизнь […]...