Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество

1. Краткие биографические сведения.
2. Трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, становление типичного толстовского героя.
3. История появления романа “Война и мир”.
4. Трагизм главной героини романа “Анна Каренина”.
5. Переломный момент в жизни Л. Н. Толстого.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Толстой очень рано потерял родителей, и его воспитанием занялась дальняя родственница

Т. А. Ергольская. Она была человеком твердого, решительного характера и одновременно мягкая и любящая особа.
По воспоминаниям самого писателя, его детство – это безоблачная и счастливая невозвратимая пора. В детстве Л. Н. Толстого окружали очень хорошие и любящие его люди. Шли годы, но все, что было связано с этими людьми, воспоминания, ощущения и впечатления навсегда остались в сердце писателя. Столь же трепетно Л. Н. Толстой относиться и к чудной природе, которая окружала его в детстве.

Ясная поляна является не просто местом, где родился Л. Н. Толстой, но и где он провел самые лучшие годы в своей жизни, где

были написаны множество произведений. Именно здесь писатель получал вдохновение и материал для своего творчества.
В 1844 году Л. Н. Толстой поступает в Казанский университет вначале на философский факультет, а затем переводится на юридический. В 1851 году Л. Н. Толстой уезжает на Кавказ. Вдохновленным кавказским темпераментом людей и красотой природы писатель создает автобиографическую повесть “Казаки” (1852-1963), где главный герой, обыкновенный человек, который ищет выход в своей жизни, и находит его в единении с природой.

Также все эти впечатления были отражены и в рассказах “Рубка леса” (1855), “Набег” (1853).
Именно на Кавказе Л. Н. Толстой начал работу над повестью “Детство”, которая стала началом для создания трилогии “Детство” (1852), “Отрочество” (1852-1854), “Юность” (1855-1857, повесть не окончена). Большая часть детских воспоминаний были отражены писателем в первой повести. Главный герой “Детства” Николенько Иртеньев – это ребенок, интересы которого не выходят за пределы семьи, ему свойственны ребячество, беззаботность и веселость. “Отрочество” – это пора пробуждения и понимания того, насколько сложна жизнь.

В этом возрасте у человека появляется стремление разобраться не только в событиях, которые происходят вокруг него, но и в окружающих людях. Попытка познать все и каждого начинает преобладать в человеке. “Юность” в этот период жизни человек впервые задумывается над вопросом о смысле жизни, складывается свое мировоззрение на окружающий мир. Таким образом, видно, что герой трилогии растет, постепенно формируется его характер, отношение к окружающему миру и к людям.
Значение этой трилогии очень велико в истории творчества Л. Н. Толстого. Именно здесь начинает проявляться тот самый толстовский герой – человек, ищущий истину, любящий правду, наблюдательный и обладающий видением жизни не только через призму холодного рассудка, но и через само сердце и любовь. Это высоконравственный человек, который порой нередко и ошибался, но все же стремился стать лучше и справедливее.
Следующее произведение созданное Л. Н. Толсто-вым является одним из величайших романов русской литературы. В октябре 1863 года писатель заявил: “Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня.

Работа эта – роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени…”. Это высказывание и есть первое упоминание о создании знаменитого романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Читая роман “Война и мир”, поражаешься его большим охватом собь! тий – более пятнадцати лет жизни описывается в произведении. В романе задействовано более шестиста героев.

Прежде чем начать писать этот роман, Л. Н. Толстой изучил огромное количество материалов времен Отечественной войны 1812 года. Прочитал много газет и журналов тех лет, где сделал важные пометки. Эти газеты и по сей день хранятся в библиотеках.

Сама книга – это как некий исторический документ, состоящий из множества документов, писем, воспоминаний реальных людей. Сам писатель так отозвался о своей книге “Война и мир”: “…Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности”. Главная проблема романа “Война и мир” – это вопрос о том, какое место в обществе занимает человек, каков смысл его существования. Каждый по отдельности стремиться внести свой вклад в единое дело – защита своей родины и сохранение ее свободы от “правителей-администраторов”.

Люди действуют не так как им приказано с выше, а по своим внутренним убеждениям. Главная мысль романа – это “мысль народная”. Л. Н. Толстой старался написать именно историю народа, раскрыть весь его национальный характер. И ему удалось показать всю силу и мощь русского человека.

Читая этот роман Л. Н. Толстого, становиться понятно, что именно народ является главным создателем и двигателем истории.
В 1870-х годах писатель живет в Ясной Поляне и уже работает над новым романом. Это единственный роман из всех остальных, написанных Л. Н. Толстовым, который был назван именем главной героини, – “Анна Каренина” (1873-1877). Основная тема произведения касается семьи, хотя по своей сути его сложно назвать семейным или семейно-бытовым романом. В этом романе были поставлены многие важные вопросы русской жизни того времени.

В последствии роман “Анна Каренина” общественность стала называть именно социальным романом. Вся жизнь того общества была построена на модели противопоставления двух сюжетных линий. С одной стороны, это семейная драма главной героини, а с другой – идиллия и спокойствие домашней жизни помещика Константина Левина. Анна представляет собой чело-века любящего, доброго, живущего по велению сердца.

Левин же человек ума, думающего о вечных вопросах бытия. Но он искренне сочувствует главной героине. Анна не хочет мериться с окружающим ее лицемерием. Ради любви главная героиня жертвует всем: обществом, семьей, сыном, душевным покоем.

Она бросила вызов той среде, в которой была воспитана – это протест против закона и светской морали. В конце к Анне приходит страшное разочарование и в любви, и в жизни. Все это приводит к трагедии.
В 80-х годах происходит важнейший перелом в мировоззрении самого писателя. Все это отражается в переживаниях его героев (повести “Смерть Ивана Ильича” (1884-1886), “Отец Сергий” (1890-1898, опубликована в 1912), драме “Живой труп” (1900, опубликована в 1911), в рассказе “После бала” (1903, опубликован в 1911). Л. Н. Толстой описывает в своих произведениях социальное неравенство слоев населения: как нищенствуют бедные и как вечно празднуют богатые.

Писатель резко высказывается и критикует государственные институты, вплоть до непонимания существования науки, суда, института брака и различных достижений. Новое понимание бытия Л. Н. Толстой показал в статьях “О переписи в Москве” (1882), “Так что же нам делать?” (1906) и в “Исповеди” (1906).
В 1910 году 82-летний Л. Н. Толстой в тайне от семьи уезжает из Ясной Поляны. Но дорога для писателя оказалась слишком длинной и тяжелой. По пути Толстой заболел и сошел на станции Астапово, а через семь дней писатель умер.

Главная цель всей творческой жизни Л. Н. Толстого заключается не в решении, каких-либо теоретических вопросов, а в стремлении заставить читателей плакать и смеяться, любить саму жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество